Комитет основан в 2002 г.

Пресс-релизы

Антикоррупционный комитет по Свердловской области: предложенное ФСБ значение термина «специальные технические средства» породит возбуждение новых абсурдных уголовных дел за использование «шпионской техники»

06.07.2018

В настоящее время на стадии общественного обсуждения находится разработанный ФСБ России законопроект, которым предлагается внести в Уголовный кодекс термин  «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».

В настоящее время соответствующий термин в Уголовном законодательстве отсутствует. В силовом ведомстве считают, что предлагаемые им поправки помогут снизить количество случаев привлечения граждан к уголовной ответственности за использование «шпионских»  гаджетов в бытовых целях.

В частности, предлагается дополнить статью 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств (СТС), предназначенных для негласного получения информации») примечанием следующего содержания:

«Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома её обладателя)».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что предлагаемое значение термина «СТС» соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 3.1 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года, является исчерпывающим и позволяет дифференцировать СТС от технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путём специальной технической доработки, программирования, именно для неочевидного, скрытного их применения».

Таким образом, Федеральная служба безопасности предлагает считать «шпионскими устройствами» гаджеты, «намеренно» наделённые функциями для скрытого наблюдения. При этом в пояснительной записке к законопроекту не уточняется, в чем именно заключаются признаки тайного или неочевидного получения информации либо доступа к ней.

Между тем, в Антикоррупционном комитете по Свердловской области убеждены, что в результате внесения предлагаемых поправок под определение «шпионских» подпадут не только устройства, имеющие функции скрытой записи, но и программное обеспечение, установленное во многих бытовых устройствах, активно используемых гражданами в настоящее время, что, в свою очередь, породит возбуждение новых абсурдных уголовных дел.

В настоящее время за покупку устройств с функцией удаленного аудио/видео-наблюдения или передачи координат (в том числе радио-няни, ошейники для животных) продолжают возбуждать уголовные дела. Так, в 2017 году к президенту России Владимиру Путину обратились односельчане фермера, которого привлекли к уголовной ответственности за приобретение GPS-трекера для коровы. После того, как президент дал поручение разобраться в ситуации, уголовное дело было прекращено, а фермеру принесены официальные извинения.

Антикоррупционный комитет по Свердловской области считает, что владение так называемыми специальными техническими средствами и использование их в бытовых целях должно быть полностью декриминализировано. Ответственность должна наступать только при установлении фактов умышленного использования таких средств в преступных целях.

Ранее Антикоррупционным комитетом в рамках правотворческой деятельности было подготовлено и направлено в адрес государственных органов, уполномоченных на внесение законодательных инициатив – в Государственную Думу РФ, в Совет Федерации, в правительство и президенту Российской Федерации – предложение изменить формулировку статьи 138.1 Уголовного кодекса, заменив в ней слова «незаконные производство, приобретение и (или) сбыт» [специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации]  на «умышленное незаконное использование в преступных целях».

Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев: «Наказание по статье 138.1 УК РФ должно наступать только в том в случае, если собранная благодаря «шпионским гаджетам» информация была непосредственно использована в противоправных целях».


Пресс-служба Антикоррупционного комитета

по Свердловской области

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какой, по Вашему мнению, должна быть ответственность чиновников, имеющих незадекларированное имущество?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин