Комитет основан в 2002 г.

Пресс-релизы

Антикоррупционный комитет по Свердловской области выступил с критикой законодательной инициативы депутата Госдумы Ирины Гусевой, предложившей не лишать коррупционеров свободы

08.02.2018

30 января 2018 года в Государственную Думу РФ депутатом Ириной Гусевой (фракция партии «Единая Россия») внесен проект № 376666-7 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым предлагается исключить из видов наказаний за преступления коррупционной направленности и мошенничества в сфере компьютерной информации  такие виды наказаний как арест, ограничение и лишение свободы, заменив их принудительными работами.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что его принятие «будет способствовать снижению численности осужденных за указанные преступления, находящихся в местах лишения свободы и под арестом, восстановлению социальной справедливости в глазах общества, а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений».

Кроме того, как считает автор законопроекта, принятие федерального закона якобы позволит сократить расходы федерального бюджета на содержание осужденных за коррупцию и увеличить доходы за счет удержания части их заработной платы в доход государства (величина удержания определяется решением суда в пределах от пяти до двадцати процентов).

Следует отметить, что автором законопроекта пояснительная записка изложена таким образом, что при ознакомлении с ней у многих создается ложное мнение, что предлагаемые поправки в Уголовный кодекс касаются только с преступлений в сфере компьютерной информации. Однако сам текст законопроекта  предполагает внесение изменений в ряд статей, большинство которых касается именно коррупционных преступлений: кроме статьи 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации», это также статьи  204 «Коммерческий подкуп», 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе», 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки», 291.1 «Посредничество во взяточничестве», 291.2 «Мелкое взяточничество», 292 «Служебный подлог».

После официального обнародования указанного законопроекта в адрес Антикоррупционного комитета по Свердловской области поступило большое количество крайне негативных откликов. Граждане, обращающиеся в Антикоррупционный комитет, высказывают мнение, что законопроект направлен на фактическое освобождение от установленной законом ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления, и будет способствовать росту числа таких преступлений.

В настоящее время наказание в виде лишения свободы, в том числе на длительные сроки, является единственным сдерживающим фактором для коррупционеров, берущих взятки и расхищающих бюджетные денежные средства. Но даже при достаточно жесткой уголовной ответственности количество преступлений коррупционной направленности постоянно растет, с каждым годом увеличиваются суммы материального ущерба, наносимого такими преступлениями государству и гражданам. По данным Генеральной прокуратуры РФ, ущерб от коррупции в России составляет десятую часть ущерба от всех преступлений и за последние неполные три года он составил почти 150 млрд. руб.

На протяжении последнего десятилетия высшим руководством государства, представителями правоохранительной и судебной системы Российской Федерации регулярно поднимаются вопросы необходимости ужесточения, а не смягчения ответственности за коррупционные деяния.

Доводы автора законодательной инициативы о том, что принятие законопроекта «будет способствовать снижению численности осужденных» за коррупционные преступления и высвобождению средств, расходуемых на их содержание в местах лишения свободы, абсолютно несостоятельны и не поддаются логике.

Так, согласно данным официальной статистики Судебного департамента России, 2016 году, за такие коррупционные преступления, как получение, дача взятки и коммерческий подкуп, к реальному лишению свободы было приговорено всего 928 осужденных. За первое полугодие 2017 года к реальному лишению свободы за те же преступления были осуждены всего 348 человек. Вместе  с тем  ущерб, наносимый данными преступлениями и их последствиями, для государства исчисляется миллиардами рублей.

Кроме того, в действительности в случае замены для осужденных-коррупционеров наказания с реального лишения свободы на принудительные работы о какой-либо экономии бюджетных средств говорить недопустимо и неприемлемо. Уголовное наказание в виде принудительных работ предполагает направление осужденного в специальный исправительный центр, в котором он на постоянной основе проживает в течение назначенного ему судом срока. Государство при этом несет расходы на содержание таких исправительных центров. Условия проживания в них можно сравнить с приличным общежитием, а осужденный ограничен лишь тем, что обязан ходить на работу в строго определенную органом ФСИН организацию и ночевать в исправительном центре, отчисляя государству не более 20% своих доходов, заработанных на принудительных работах.  

Очевидно, что расходы на содержание исправительных центров абсолютно несопоставимы с теми суммами, которые будут поступать в бюджет в качестве удержаний части заработной платы осужденных к принудительным работам коррупционеров.

Вместе с тем существенное смягчение условий отбывания наказания для лиц, совершающих коррупционные деяния, будет только способствовать росту коррупции в нашей стране, поскольку такое наказание неадекватно последствиям и прямому материальному ущербу, которые они несут государству и его гражданам.

Осужденные за коррупцию – это в большинстве своем люди состоятельные, несмотря на то, что официально какое-либо имущество на них не числится, так как оформлено на родственников. Располагая финансовыми средствами, такие осужденные и принудительные работы будут отбывать в комфортных условиях, ни в чем себе не отказывая.

Кроме того, законопроектом фактически предлагается смягчить наказание за совершение преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, предусматривающих, в том числе, длительные сроки лишения свободы. Это противоречит статье 53.1 УК РФ, в соответствии с которой принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

В соответствии со ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, к особо тяжким преступлениями относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.

Так, отдельные части статей 290, 291 УК РФ предусматривают наказание до 7-ми, 10-ти и 15-ти лет лишения свободы, тогда как законопроектом предлагается заменить в этих статьях лишение свободы на принудительные работы.

Наибольшее возмущение в предлагаемом законопроекте у граждан вызвала фраза в пояснительной записке о том, что замена реального лишения свободы на принудительные работы будет способствовать «восстановлению социальной справедливости в глазах общества, а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений». Подобные формулировки звучат кощунственно, учитывая, что коррупция является одной из главных угроз национальной безопасности России.

В настоящее время в исправительных колониях отбывают срок люди, осужденные за преступления, ущерб от совершения которых несопоставим  с ущербом, наносимым взяточниками и мошенниками, которых автор законопроекта предлагает не лишать свободы – фактически освободить от реального наказания.

Совершенно очевидно, что смягчение наказания для коррупционеров, из-за деяний которых  нарушаются законные права граждан, происходит расхищение бюджета и обнищание населения, будет способствовать не «восстановлению социальной справедливости», а вызовет еще большую социальную напряженность в обществе.

Следует также учитывать, что лица, осужденные к реальному лишению свободы, в соответствии со ст. 103 УИК РФ обязаны трудиться, отбывая наказание в исправительных учреждениях. А это значит, что государство помимо затрат на содержание заключенных получает также и доходы от использования их труда.  Таким образом, и с экономической, и с морально-этической точки зрения только ужесточение уголовной ответственности в сторону увеличения сроков реального лишения свободы в отношении преступников-коррупционеров способно сдерживать рост коррупции и является единственной действенной мерой профилактики таких преступлений.

Антикоррупционный комитет по Свердловской области подготовил официальные обращения в Государственную Думу, в Совет Федерации, на имя президента Российской Федерации, председателя правительства, а также ряду депутатов Госдумы – с просьбой отклонить данный законопроект как не соответствующий принципам противодействия коррупции и способствующий еще большему ее росту в нашей стране.

Также Антикоррупционный комитет обращается к редакторам федеральных и региональных средств массовой информации с просьбой внимательно ознакомиться с предлагаемыми депутатом Гусевой И.М. поправками в Уголовный кодекс РФ и рассмотреть вопрос о направлении в Госдуму обращений со своими отзывами на данную законодательную инициативу.

Пресс-служба Антикоррупционного комитета
по Свердловской области

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Повлияет ли введение обязательной видеозаписи судебных заседаний на уровень коррупции в судах?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин