Комитет основан в 2002 г.

Пресс-релизы

Антикоррупционный комитет по Свердловской области предлагает закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе РФ понятие «заявитель» и установить административную финансовую ответственность за нарушение уголовно-процессуального законодательства сотрудниками органов предварительного расследования

13.11.2017

Отсутствие в российском уголовно-процессуальном законодательстве понятия «заявитель» дает почву для нарушений прав граждан и способствует волоките в органах предварительного следствия и дознания, считает Антикоррупционный комитет по Свердловской области.

В рамках правотворческой деятельности юристы Антикоррупционного комитета предлагают внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации термин «заявитель». Заявитель – это лицо, обратившееся с заявлением в органы предварительного расследования. Заявителем должен признаваться также гражданин, заявление которого было перенаправлено в органы предварительного расследования для проведения проверки из иных государственных органов по подследственности.

В настоящее время Уголовно-процессуальным кодексом РФ регламентированы права и обязанности заявителя на этапе досудебного производства. В частности, положения о правах, обязанностях и ответственности заявителя о преступлении содержатся в статье 141 УПК РФ. В соответствии со ст. 145 УПК РФ заявитель должен быть уведомлен о принятом процессуальном решении по результатам рассмотрения его заявления, он имеет право на обжалование такого решения. Кроме того, ст. 148 УПК РФ дает заявителю право на получение копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и обжалование его в установленном законом порядке.

Однако отсутствие в УПК РФ юридического термина «заявитель» приводит к тому, что на практике должностные лица органов предварительного следствия нередко нарушают права заявителя, не признавая его таковым.

Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев:

- Бывают ситуации, когда заявление гражданина, обратившегося по какому-либо вопросу, например, в прокуратуру, в дальнейшем перенаправляется для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ в органы полиции или Следственного комитета РФ. Органы предварительного следствия проводят проверку, по окончании которой выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не направляя при этом гражданину самого постановления под предлогом того, что он не является участником уголовного судопроизводства. В итоге, не имея доступа к процессуальному документу, человек, который официально обратился в правоохранительные органы с заявлением о правонарушении или преступлении, лишается возможности обжалования постановления и ознакомления с проверочными материалами.

С подобной практикой в своей работе сталкивался и Антикоррупционный комитет. Причем в тех случаях, когда речь шла о возможных фактах коррупции – неправомерного расходования бюджетных средств и должностных преступлений чиновников. Такой подход со стороны следственных органов может иметь и коррупционную составляющую, поскольку проверить законность и обоснованность действий должностного лица, а также аргументировать свое несогласие с отказом в возбуждении уголовного дела заявителю, которого таковым не признают, становится затруднительно. А там, где нет контроля, всегда есть почва для волокиты, нарушений и злоупотреблений.

В настоящее время единственной мерой восстановления законности является обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов дознания и следствия в установленном законом порядке. За ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей дознаватель или следователь может быть привлечен вышестоящим руководством к дисциплинарной ответственности.

Антикоррупционный комитет по Свердловской области считает, что сотрудники органов дознания и следствия помимо дисциплинарной ответственности должны нести и финансовую административную ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Свое предложение о внесении соответствующих поправок в УПК РФ и в КоАП РФ Антикоррупционный комитет по Свердловской области направил в соответствующие государственные органы, уполномоченные на внесение законодательных инициатив.

Пресс-служба Антикоррупционного комитета
по Свердловской области


Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Лишение коррупционеров пенсии по выслуге лет может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в России?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин