Комитет основан в 2002 г.

Комитет в СМИ

Родители екатеринбургских школьников снова жалуются борцам с коррупцией на поборы. На этот раз проверяли лицей № 110... и не зря

27.06.2017

В Екатеринбурге общественный фонд, созданный при лицее № 110 им. Л.К. Гришиной, брал с родителей пожертвования в нарушение принципа добровольности, сообщили «ВЕДОМОСТЯМ Урал» в пресс-службе Антикоррупционного комитета по Свердловской области.


Нарушения законодательства о благотворительной деятельности были установлены в ходе проверки, проведенной на основании поступивших в Антикоррупционный комитет по Свердловской области жалоб родителей учащихся лицея.

Одна из заявительниц, обратившаяся в Антикоррупционный комитет, сообщила, что на протяжении 10 лет обучения своего ребенка в лицее выплачивала в качестве так называемых «добровольных взносов» по 5-10 тыс. рублей.

Сотрудники Антикоррупционного комитета провели проверку поступившей информации, после чего инициировали проведение прокурорской проверки по фактам, указанным в жалобе. И, как оказалось, не зря.

Проверкой было установлено, что на счету общественного фонда «110», созданного в 2005 году по инициативе родителей учащихся в целях развития и укрепления материально-технической базы МАОУ Лицей № 110, аккумулировались денежные средства, поступающие, в том числе, от родителей учащихся в качестве добровольных взносов и пожертвований, которые систематически вносили в фонд фиксированные денежные суммы, в основном, по 5 000 рублей.

   
  фото: Golyanovo.mos.ru
Как установила прокуратура Октябрьского района г.Екатеринбурга,  в нарушение ст. 582 Гражданского кодекса РФ в фонде отсутствовали заявления граждан, свидетельствующие о добровольности внесения денежных средств, договоры между родителями и фондом не заключались, в связи с чем невозможно было отследить конкретные намерения каждого из родителей о внесении  благотворительного пожертвования на какие-либо определенные цели и нужды общеобразовательного учреждения.

Взимание фиксированных денежных сумм не соответствует принципу добровольности внесения денежных средств в виде пожертвования и свидетельствует о принуждении внесения конкретной денежной суммы, говорится в пресс-релизе Антикоррупционного комитета.

По данным фактам в адрес директора Фонда прокуратурой Октябрьского района г.Екатеринбурга внесено представление.

Вместе с тем, поскольку заявительница, обратившаяся с жалобой в Антикоррупцинный комитет, не ставила вопрос дачи уголовно-правовой оценки действиям руководства лицея, проверочные материалы в органы полиции не направлялись.

     
Леонид АНДРЕЕВ (фото пресс-службы Антикоррупционного комитета по СО)  

Комментируя ситуацию, глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев отметил, что система «добровольно-принудительных» пожертвований в образовательных учреждениях на сегодняшний день достаточно распространена.

- Такая практика существует во многих учреждениях - как дошкольных, так и в школах.  Каждый родитель должен знать свои права. Существует установленный законом порядок заключения договоров пожертвований, главной составляющей которых является принцип добровольности - ни один рубль не может быть взят с родителей по принуждению. Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи  относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и  является нарушением Федерального закона «О  благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Леонид Андреев в очередной раз напомнил, что члены родительских комитетов, попечительских и прочих советов, действующих при образовательных учреждениях, вправе принимать решения о внесении каких-либо добровольных взносов только в отношении самих себя, а не за всех родителей обучающихся детей, и призвал обращаться в Антикоррупционный комитет либо в органы прокуратуры в случаях, когда права родителей либо законных представителей учащихся нарушаются.

В Антикоррупционном комитете обращают внимание родителей школьников на то, что расходы по содержанию и ремонту зданий образовательных учреждений, траты на приобретение компьютеров, программных средств, учебников и учебных пособий, методической и справочной литературы для реализации образовательных программ должны финансироваться строго за счет средств бюджета. Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны оплачивать из своего кармана расходы на содержание и охрану зданий образовательных учреждений,  материально-техническое обеспечение и оснащению образовательного  процесса.

Также законом запрещается взимание платы за дополнительные занятия с неуспевающими детьми, факультативные занятия и курсы, проводимые за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах, за обучение по программам повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами), гимназиями, лицеями и др. с углубленным изучением отдельных предметов.

Руководители образовательных учреждений и других действующих при них организаций, советов, комитетов, должны помнить о существующей административной ответственности (ст. 5.57 КоАП РФ) за незаконное ограничение права на общедоступное и бесплатное образование, гарантированное статьей 43 Конституции России, а также об уголовной  ответственности за принудительные денежные поборы в образовательных учреждениях (ст.ст. 163, 179 УК РФ - вымогательство и принуждение к совершению сделки).

Между тем в разговоре с корреспондентом «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» глава Антикоррупционного комитета отметил, что привлечь руководителей учебных заведений, принуждающих родителей школьников вносить денежные средства, к уголовной ответственности возможно лишь в случае поступления официального заявления.

- Многие недовольны, жалуются на поборы, однако обращаться в официальном порядке люди не хотят, надеясь, что проверки будут проводить без их участия, прежде всего, из опасений, что у ребенка могут возникнуть неприятности в школе. Но проблема существует. Более того, кризис серьезно повлиял на доходы и благосостояние многих семей, поэтому количество жалоб на школьные поборы будет увеличиваться. Хотя, безусловно, немало и таких родителей, которые действительно совершенно добровольно вносят денежные средства для того, чтобы улучшить условия, в которых получают образование их дети. Обеспеченные люди могут себе это позволить и не имеют ничего против таких пожертвований, и, конечно, никто не запретит им делать это дальше. Вопрос лишь в том, соблюдаются ли нормы закона в процессе сбора пожертвований с родителей учащихся и насколько правомерно и прозрачно осуществляется их расходование на нужды школы.

Некоторые родители, обращаясь в Антикоррупционный комитет, возмущаются тем, что благосостояние директоров некоторых школ растет «как на дрожжах», при их достаточно скромных заработках. А потому есть все основания полагать, что растет оно, в том числе, и за счет родительских «пожертвований», которые расходуются, увы, не по назначению. Разумеется, так происходит далеко не во всех учебных заведениях, но это есть. Соответственно, может быть и состав преступления - хищение, мошенничество. И такие деяния должны расследовать правоохранительные органы, устанавливая, соответствуют ли декларируемые расходы фактическим, не было ли фактов, когда с родителей брали деньги за то, что уже профинансировано из бюджета... Лично мое мнение - руководителей, которые занимаются поборами под благовидными целями, а тратят их на личные нужды, нужно отстранять от должности и привлекать к уголовной ответственности по всей строгости закона.

Надо отметить, что в Антикоррупционный комитет поступали жалобы родителей школьников и на бездействие полиции, куда граждане уже обращались по фактам поборов. В таких случаях, учитывая возможное наличие коррупционной составляющей, необходимо инициировать проверки в отношении самих сотрудников полиции, проводивших проверки. По фактам бездействия мы рекомендуем обращаться непосредственно в Антикоррупционный комитет, а также в органы прокуратуры и Следственного комитета РФ.

Если говорить о ситуации с поборами в общем и целом, то многое тут зависит от позиции управлений образования в муниципалитетах, потому что в некоторых из них безоговорочно пресекают подобную практику, в других же либо закрывают на всё глаза, либо и вовсе находятся в сговоре с теми, кто занимается сбором «пожертвований».

Хотелось бы привлечь больше внимания журналистов к данной проблеме, ведь касается она практически каждой семьи.

Антикоррупционный комитет по Свердловской области продолжает прием жалоб на поборы в образовательных учреждениях. Направить сообщение (в том числе анонимно) можно по электронной почте a.komitet@inbox.ru либо на почтовый адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Ильича, 6.

Вставить в блог
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какой, по Вашему мнению, должна быть ответственность чиновников, имеющих незадекларированное имущество?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин