Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Regions.ru. Медицина у нас только для богатых, а для бедных – Малышева по телевизору и подорожник в лесу: парламентарии о разрушении первичного звена здравоохранения

12.11.2020

Первичное звено здравоохранения в России «очень сильно отстало» и нуждается в модернизации, сообщил первый вице-премьер России Андрей Белоусов в интервью ТАСС. «Подавляющее количество людей, которые ежедневно ходят в поликлиники и в больницы, они не то что не видят улучшений, они видят даже некоторое ухудшение», — сказал Белоусов.

Напомним, что Президент России Владимир Путин еще летом прошлого года охарактеризовал ситуацию с оказанием медпомощи в первичном звене как провал и отметил проблемы с нехваткой кадров и оказанием помощи жителям отдаленных регионов. Позже, в ноябре прошлого года, и Татьяна Голикова заявила, что оптимизация медицины была проведена ужасно.

Всего, как следует из доклада «Оптимизация российской системы здравоохранения в действии», с 2000 по 2015 год количество больниц в стране сократилось вдвое – с 10,7 до 5,4 тысячи. Одновременно уменьшалась численность врачей. При этом сокращать старались в первую очередь представителей редких специальностей – аллергологов, дерматологов и особенно инфекционистов. Потому если количество врачей в целом уменьшилось на 2%, то количество специалистов-инфекционистов – на 10%.

Одновременно, как следует из данных Росстата, сокращалось число коек инфекционного профиля – с 70,5 тыс. в 2010 году до 59 тыс. в 2018-м. Во многих случаях разом закрывали всё отделение. Теперь специалисты называют это фатальной ошибкой, которая ещё неизвестно во что выльется, пишет "Версия".

И эту ситуацию Белоусов характеризует как некоторое ухудшение. Подчеркнем , что это по состоянию на 2015 год.
С тех пор ситуация продолжала ухудшаться, даже в благополучной Москве. Уже после заявлений Президента и откровений Голиковой мэр Москвы Собянин настаивал, что в Москве переизбыток больниц, что оптимизация приносит пользу и персоналу медучреждений и пациентам.

Оптимизация объяснялась так: нужно закрыть неэффективные больницы и передать их нагрузку в эффективные.  Одними из первых под нож попали столь нужные сейчас инфекционные больницы. Так по данным Росстата, число инфекционных коек в Москве сократилось в два раза: если в 2011 году их было 4823, то в 2018-м — всего 2661.
Благодаря мэрии город лишился сотен профессиональных врачей, годы и десятилетия посвятивших себя борьбе с самыми опасными инфекционными заболеваниями.

«Я писала ещё в 2014 году мэру Москвы Собянину о том, что реформы, проводимые Печатниковым, неверные, особенно в части касательной инфекционных коек, что нельзя сокращать инфекционные койки, поскольку они всегда должны стоять в резерве», — вспоминает доктор медицинских наук, профессор Гузель Улумбекова.

Она уверена, что именно решение об оптимизации привело к тому, что сейчас город не справляется с эпидемией: «В Москве были приняты просто бездарнейшие решения, которые перевели финансирование инфекционных коек, инфекционных больниц и скорой медпомощи на ОМС. Эти виды помощи никогда не могут так финансироваться! Что это значит? Это значит: есть больной — тебя финансируют, нет больного — не получаешь. Соответственно, учреждение вынуждено сокращаться. Этого категорически делать было нельзя. С советских времён у нас всегда были резервные койки, не только инфекционные. Всегда службы скорой помощи и инфекционная служба, вне зависимости от того, есть больные или нет, должны находиться в режиме ожидания. Мы не можем их привязывать к системе ОМС, вот поэтому в том числе сегодня мы имеем серьёзные проблемы».

Regions.ru: Как вы охарактеризуете ситуацию со здравоохранением, согласны ли с Белоусовым что можно говорить лишь о некотором ухудшении или все-таки прав Президент, говоря о провале? И извечный вопрос: кто виноват и что делать?

Александр Шерин, 1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

В этой ситуации расстраивает не только положение нашей медицины, но и лукавая позиция наших власть имущих, которые удивляются, что, оказывается, в первичной медицине все так плохо.

Проблема же заключается в следующем. Страна идет по пути дичайшего капитализма, где каждый должен за себя платить. При советской системе наличие у людей стабильной работы с маленькими зарплатами дополнялось бесплатными услугами здравоохранения и образования, санаторно-курортным лечением, и т.д. А сегодня у людей нет стабильной работы, маленькие доходы, и при этом их заставляют еще за все платить. За большие деньги люди могут получить медицинское обслуживание, а бесплатной медицинской помощи практически не стало, особенно в сельской местности.

Что здесь надо делать? Надо возвращаться к системе, при которой государство возьмет на себя полностью обязательства по оказанию бесплатных медуслуг в государственных учреждениях здравоохранения, чтобы в таких учреждениях вообще не оставалось никаких  платных услуг. Платная медицина имеет право на существование, но только в частных клиниках.

Нам нужна единая система регулирования зарплат работников государственных медучреждений, которая должна действовать напрямую через Министерство здравоохранения РФ. Необходимо убрать посредников в виде страховых компаний, и напрямую финансировать здравоохранение из бюджета. Нужно покупать кареты «скорой помощи», а не новые машины для Росгвардии, покупать аппараты ИВЛ и прочее медицинское оборудование у российских, отечественных производителей. Это целый спектр вопрос. Но когда правительство РФ нацелено на то, чтобы минимально тратиться на наш народ, а потом делает вид, что удивляется провалам в медицине, - это лукавая позиция. Они знали, на что шли. И когда профильный министр докладывает, сколько денег предполагается потратить на здравоохранение, надо сразу смотреть, а какой процент идет на медицину в других странах, какой процент тратился на медицину в Советском Союзе. И когда ты видишь, что в России на здравоохранение идет в десятки раз меньше средств, то не нужно потом удивляться отсутствию первичного здравоохранения. Его уничтожали целенаправленно, и поэтому люди стали убегать из сельских территорий.

Вот в чем проблема! Медицина осталась только для богатых, и только в крупных городах. А для бедных людей – Елена Малышева круглый год по телевизору и подорожник летом в лесу.

Поэтому надо не охать, не ахать, не искать виноватых, а просто сделать все то, о чем давно говорит ЛДПР, и выделить нормальные деньги из бюджета на нашу медицину.

Валерий Гартунг, Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

Думаю, мало заявлять о том, что ситуация в здравоохранении у нас катастрофическая. Президент об этом сказал, указал на это правительству. Но к сожалению, за этот год правительство ровным счетом ничего не сделало.
Ну как можно без денег изменить ситуацию в здравоохранении? Сегодня все здравоохранение лежит на плечах регионов, у которых бюджеты дефицитны. Им и до пандемии не хватало денег на медицину, а сейчас у них еще и доходы упали, а расходы на борьбу с пандемией выросли! То есть, ситуация не просто провальная - она реально катастрофическая. Люди умирают, не получив медицинской помощи. Мы просто попираем нормы Конституции, которые гарантируют всем бесплатную медицинскую помощь, доступную и качественную.

И ровным счетом ничего не делается! Когда Силуанов приходит в Государственную Думу, мы все время говорим ему: ну так вы пересмотрите бюджет, и давайте увеличим расходы на здравоохранение на триллион рублей! Недавно мы приняли бюджет в первом чтении. Есть там средства на увеличение расходов на здравоохранение? Нету их! Ну и что, чего они ждут? Что проблемы в здравоохранении рассосутся сами собой?

Поэтому я считаю, что нужно пересматривать расходную и доходную части бюджета, и расходы только на здравоохранение увеличивать минимум на триллион, не говоря уже о социальной политике.

Понятно, что ответственность за глубочайшие ошибки, допущенные в ходе оптимизации здравоохранения, лежит на правительстве Медведева. Вообще, у нас всегда остаются  актуальными два извечных вопроса: кто виноват и что делать? Но для меня сейчас важнее второй вопрос – что делать? Разобраться с тем, кто виноват, можно будет и потом, а сегодня надо буквально спасать ситуацию, и не просто ситуацию – жизни людей спасать! Посмотрите, какая сейчас у нас смертность – могилы рыть не успевают!

И кстати, тот же Силуанов был вице-премьером предыдущего правительства, и сегодня он министр финансов, у него все финансовые рычаги в руках. Он что, не знает, что ситуация в здравоохранении катастрофическая? Он что, не член правительства, и слова президента к нему разве не относятся? Если у нас не хватает денег на лекарства, на средства индивидуальной защиты, на кислород, на профилактику, то вопросы возникают не к министру здравоохранения, а именно к министру финансов.

Ко второму чтению бюджета мы обязательно будем вносить поправки, которые увеличивают расходы на здравоохранение. Посмотрим, какая будет позиция правительства, послушают они президента, или нет. Если они президента не услышат, то я думаю, что вот эта ротация, которая началась в правительстве, быстро продолжится. И я не исключаю, что вторым ее этапом станет вопрос о финансово-экономическом блоке правительства.

Евгений Федоров, Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

Я тоже считаю, что мы имеем полный провал, причем не только в здравоохранении. В принципе, все основы построения государственности, которые были у нас заложены в 1991-93 годах, такие как отказ от Отечества, отказ от суверенитета, ориентировка на иностранный однополярный мир, как его называет Владимир Владимирович Путин, - все это привело к деградации русской государственности. Я занимаюсь экономикой, и могу сказать, что за последние 30 лет мы получили падение экономики в 10 раз, до 1,5% мировой экономики. А было 14%! Повторю, провал оказался не только в здравоохранении, но и по всем направлениям, включая социальную сферу. Может, только с инфраструктурой все относительно в порядке, потому что здесь у нас много было понастроено.

И, собственно говоря, проблемы медицины заключаются даже не в самой медицине, а в отсутствии денег на медицину. Возникает вопрос: а где они есть? И если речь зашла о здравоохранении, то возникает еще один вопрос. С какой стати мы начали борьбу с эпидемией по рецептам, которые предложила Всемирная организация здравоохранения? Тем более, они предложили то, что никогда раньше в истории человечества не использовалось. В истории человечества всегда боролись с эпидемиями не локаутами, а карантинами. И это сделали Китай, Таиланд, Вьетнам, где в результате сегодня нет ни одного больного. И очевидно, что наше безоговорочное следование установкам ВОЗ, - это тоже проблема государственного строительства. Это связано с отсутствием суверенитета, а не с тем, что у нас нет специалистов по борьбе с эпидемиями. Их сколько угодно, но только их никто не слушает!

И та же оптимизация здравоохранения была проведена не потому, что кто-то в Минздраве это придумал, а потому, что это было одним из требований международных органов. Например, того же МВФ, который об этом постоянно говорил в своих т.н. рекомендациях. А что произошло с экономикой? В свое время мы производили каждый третий самолет мира в лице своих Ил и Ту, а сейчас – нули. Это ведь тоже результат оптимизации, которая коснулась не только одной медицины. Все это стало следствием процессов построения государственного курса на несуверенных основах, на основах иностранных указаний.

Решить проблему отечественной медицины и все остальные свои проблемы мы сможем только тогда, когда решим задачу верховенства российской Конституции в российском правовом поле. Об этой задаче Владимир Путин объявил еще 15 января этого года, и она до сих пор не решена. Поэтому надо перестраивать принципы управления государством на суверенные, выходить из подчинения однополярному миру, ради чего Путин и запустил референдум по поправкам к Конституции, который был у нас недавно.

Николай Харитонов, Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ

Если вы наблюдаете за работой фракции КПРФ, то должны знать, что мы были категорически против оптимизации первичного звена здравоохранения. Я сам когда-то работал директором совхоза, и у меня на каждом отделении был фельдшерско-акушерский пункт, т.е. первичная медпомощь всегда и всем оказывалась. А сегодня ситуация просто сумасшедшая: с утра до вечера – звонки, телеграммы, письма с жалобами на медицину и с криками о помощи. На днях я разговаривал с главврачом одной из районных больниц Новосибирской области, и он рассказал, что у них нет кислородных баллонов, а задолженность больницы за медикаменты – 6 млн рублей! И такие ситуации встречаются везде, повально. Или еще один пример. Близкие мне люди работают в одной из аптек города Новосибирска, так там ни жаропонижающих нет, ни антибиотиков. А нехватка врачей в больницах такова, что к лечению больных стали привлекать уже даже не пятикурсников, а студентов третьих курсов медвузов.

Сегодня здравоохранение должно обеспечиваться, как вооруженные силы. Есть война, нет войны, но все люди на своих боевых местах. Так должно быть и в здравоохранении: больше становится больных или меньше – необходима всестороння профилактика любых заболеваний, и все должно быть под контролем.

И вице-премьер Голикова, и все остальные, от которых зависит организация и обеспечение нашей системы здравоохранения, - они уже не первый год работают на высоких ответственных постах в нашей власти. Поэтому все они обязаны давать четкие ответы на вопросы: почему не хватает специалистов, почему не хватает лекарств, и т.д.

И одновременно мы должны слышать от них о четких механизмах решения проблем. Я далек от мысли искать сегодня ответственных за ошибки и неправильные действия, которые привели к сегодняшним проблемам в медицине. Сейчас нужно бросить все усилия на то, чтобы создать жизнеспособное здравоохранение, и в первую очередь – мощное первичное звено. И ни в коем случае нельзя забывать: живешь в мире – готовься к войне. События могут по-разному развиваться, и довольно непредсказуемо. Поэтому помимо продовольственного запаса должен быть и необходимый резерв лекарств. А мы часто действуем по принципу: на охоту идти – собак кормить. Это негодный принцип, нельзя так жить. Все должно быть под контролем и управляемо. Поэтому в любом регионе, где возникает какая-то чрезвычайная ситуация с нехваткой врачей или острым дефицитом лекарств, нужно оперативно во всем разбираться.

И пусть Голикова, министр здравоохранения, кто угодно из ответственных за медицину чиновников, прилетает в этот регион, идет в больницу и на месте решает все вопросы. Из Москвы не всегда все видно, хоть она и столица, с высокими этажами. Почаще надо быть ближе к земле всем нашим ответственным лицам.

Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Пресс-служба
+7 919 3900 691

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

Социальный опрос

Лишение коррупционеров пенсии по выслуге лет может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в России?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Недобросовестные крупные чиновники создают атмосферу, потворствующую коррупции. Устранение из коррупционных схем их главных бенефициаров в лице высокопоставленных должностных лиц — важная задача».

Генеральный прокурор РФ
Игорь Краснов


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин