Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

2% со «сливочек» – это вещь бесполезная, фактически это та же самая плоская шкала: парламентарии о прогрессивном налоге «для богатых»

26.06.2020

Президент России Владимир Путин 23 июня во время телеобращения к гражданам заявил, что в России будет введен повышенный подоходный налог «для богатых» и пойдут эти деньги на лечение больных детей и высокотехнологичную медицину. Повышенная ставка в 15% место 13 ждет всех резидентов России, чей годовой доход превышает 5 миллионов.

Президент назвал цифру 60 миллиардов, столько бюджет получит при увеличенной налоговой ставке для богатых. Много ли это? Это половина того, что сейчас выделяет федеральный Фонд медицинского страхования на бесплатную высокотехнологичную помощь сверх базовой программы ОМС. То есть в 2020 году на лечение онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, нейрохирургии, ортопедии и других отраслей медицины должно быть потрачено 103,9 миллиарда рублей, но мы по-прежнему собираем СМС-ками деньги на больных детей. Поэтому сами решайте хватит ли еще плюс 60 миллиардов, пишут «Аргументы недели».

В свою очередь философ Игорь Чубайс в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» отмечает, что помимо упомянутого президентом повышения налога на богатых, нужно отменить налог на бедных, чей доход близок к прожиточному минимуму.

Regions.ru: Как Вы прокомментируете увеличение НДФЛ до 15% для богатых? что думают об  отмене налога на бедных, чей доход близок к прожиточному минимуму?

Николай Арефьев, 1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

Президент назвал такой налог прогрессивным, но прогрессивным налогообложение считается тогда, когда оно идет от нуля, а не от 13%. А нулевой ставки, к сожалению, у нас до сих пор нет. Если людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, - а у нас их где-то 20 миллионов человек, - освободить от НДФЛ, то мы получим в год всего 250 млрд рублей выпадающих бюджетных доходов, и эта не такая большая сумма. Соответственно, всех этих людей действительно от подоходного налога можно освободить.

А то, что хотят прибавить к 13% НДФЛ 2%, - они их просто не соберут, потому что эти 2% «размажутся», и их не найдешь. Ведь мы платим налог с дохода, а не с зарплаты. Ну, с зарплаты эти дополнительные проценты, наверное, можно взимать, а с дохода? Вон, за два месяца в этом году олигархи 62 млрд долларов получили дополнительно! Мало того, одни доходы у них за границей, в оффшорах, другие здесь, на местах, одни в акциях, другие в долях. Как их вычислить, как их найти?

Ну а потом, вызывают вопросы вот эти 60 млрд рублей, которые они хотят потратить на здравоохранение. Здравоохранение у нас в консолидированном бюджете занимает 6 трлн рублей, и туда хотят добавить 60 млрд. Это копейки, это не решит никакой проблемы!

Поэтому мы ставили вопрос о том, чтобы подоходный налог увеличить до 40% для всех тех, кто получает сверхдоходы. А то, что придумали сегодня – это вещь бесполезная, фактически это та же самая плоская шкала, которая имеется у нас сейчас. Ну может быть что-то чуть «капнет», но даже и 60 млрд они не соберут.

И вот еще на что хотелось бы обратить внимание. На сегодняшний день у нас есть контролируемые иностранные организации. Так вот, им хотят сделать что-то вроде налога на вмененный доход. То есть, они должны будут единовременно заплатить 5 млн рублей, а дальше уже не заботиться о том, какие доходы будут получать. Но весь вопрос в том, что этими организациями пользуются как раз олигархи, и доходы у них там достигают зачастую 0,5 млрд долларов. Получается, что с 0,5 млрд долларов они будут платить не 13%, а всего 5 млн рублей! Это говорит о том, что мы имеем дело с очередным послаблением в отношении олигархов, чтобы те не платили налогов. 5 млн рублей для них копейки, и они с удовольствием их заплатят, а сами сэкономят 20-30 миллионов на том, что доходов у них будет оставаться намного больше.

То есть, опять мы сталкиваемся с очередной схемой освобождения олигархии от налогов. А то, что повысят на 2% НДФЛ для людей с доходами свыше 5 млн рублей в год, - это ровным счетом ничего не даст.

Олег Нилов, 1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

Конечно, произошел очень важный, громкий, долгожданный шаг, своего рода трещина в казавшейся кому-то незыблемой конструкции плоского налогообложения. Это, образно говоря, как признание того, что Земля круглая, а не плоская. Главный эффект от решения о повышении НДФЛ для богатых я вижу в том, что наконец были услышаны наши многочисленные инициативы о прогрессивной шкале, которые бесконечно отвергались, и что к плоской шкале, которую так рьяно оберегало правительство и правительственная партия, возврата теперь быть не может. Что называется, лед тронулся.

Одновременно стоит признать, что повышение предлагается пока символическое, и ожидаемые 60 млрд рублей, естественно, не смогут принципиально поменять ситуацию в нашем здравоохранении, здесь нужны многократно большие суммы. Хотя само направление, предполагающее в первую очередь направить эти деньги целевым порядком на спасение жизней тяжелобольных детей, я, естественно, поддерживаю. И теперь обязанность правительства – найти  оптимальный механизм реализации этой задачи.

Но для того, чтобы должным образом финансировать не только здравоохранение, но и образование, науку и культуру, нам необходимо, как я считаю, ежегодно не менее 1 трлн рублей дополнительных средств. И давайте все-таки обратим внимание на то, как обстоят в других странах. К примеру, в Германии шкала прогрессивного налогообложения – от 14 до 42%. Где-то шкала распространяется еще дальше, вплоть до 65%, как во Франции. Поэтому сейчас наша фракция готовит, и в очередной раз внесет законопроект, предполагающий такое прогрессивное налогообложение, которое могло бы приносить дополнительно хотя бы 500-600 млрд рублей. И в этом законопроекте как раз предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога, либо совсем символический процент этого налога для людей бедных и нищих, имеющих доходы на уровне МРОТ. Моя же личная позиция заключается в том, что от НДФЛ нам нужно освобождать людей с доходами от 1,5 до 2 МРОТ, а для миллиардеров нужно доводить ставку налога для начала хотя бы до 28%.

А тот законопроект, который мы будем вносить сейчас, – это, наверное, вариант «суперлайт». Он предусматривает для богатых пока только 18%. Но и в таком варианте мы посчитали, что получим дополнительно уже более 500 млрд, и это уже куда более существенные деньги по сравнению с теми 60 млрд, о которых сегодня идет речь. Мы считаем, что меньше 500 млрд – это все символика, чтобы только продемонстрировать людям отказ от плоской шкалы. Понятно, что само по себе это тоже хорошо. И если бы не кризис, не последствия пандемии, можно было продвигаться вот такими маленькими шажками. Но сейчас у нас такое  время, когда деньги нужны как никогда, и поэтому мы и говорим, что давайте не 15% НДФЛ установим для богатых, а хотя бы 18. И давайте взимать повышенный налог и с 5 миллионов тоже, а то получается, что с них по-прежнему будут 13% брать, и лишь с того, что выше, со «сливочек» - дополнительные проценты. Вот ведь в чем заключается предложение Путина, и вот почему такая маленькая сумма дополнительных доходов ожидается!

Очень не хотелось бы, чтобы решившись на прогрессивное налогообложение, государство у нас опять начало изобретать какой-то свой, особый вариант. Давайте все-таки стремиться к тем подходам, которые используются во всем мире, где прогрессивный налог дает наибольшую долю доходов в социальную часть бюджетов. И учитывать мировой опыт особенно важно именно теперь, когда т.н. тучные годы с их «закромами» и высокими ценами на нефть позади, и когда нам будет серьезно не хватать денег. Первым и главным способом компенсации различных кризисных потерь мы считаем как раз прогрессивный налог, но с реальными процентами и реальными деньгами.

Здесь не должно быть никаких полумер, не должно быть такого, что прогрессивный налог есть, а денег от него – кот наплакал. Иначе мы никогда не преодолеем колоссальную пропасть между бедными и богатыми, и не остановим ее дальнейшее разрастание.

Сергей Катасонов, первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция ЛДПР

Я поддерживаю данное предложение, несмотря на то, что предложение фракции ЛДПР было более радикальным, в том числе с точки зрения динамики повышения налога по шкале. Мы в своем законопроекте предлагали освободить от НДФЛ доходы до 25 тысяч рублей, а дальше движение по шкале должно идти прогрессивно. И по нашим оценкам, при реализации нашего варианта прогрессивной шкалы мы могли бы ежегодно получать в бюджет порядка 2 трлн рублей дополнительно.

Но все-таки и то, что предложено сегодня – это большое дело. Тем самым президент положил конец давнишнему спору, где аргументы противников прогрессивного налогообложения сводились чаще всего к тому, что большинство работников при таком налогообложении уйдет «в тень». Это абсолютная неправда, это просто попытка защитить состоятельных граждан в нашей стране, не более того.

Поэтому как вектор, как политическое решение мы поддерживаем инициативу президента и рассматриваем как импульс к дальнейшему сотрудничеству в этом направлении. И могу сказать, что к соответствующему законопроекту мы будем готовить поправки. То есть, при первом чтении мы поддержим его концептуально, как решение о переходе к прогрессивному налогообложению, а затем поправками будем пытаться людей с минимальными доходами освободить от НДФЛ вообще. А в отношении сверхдоходов, когда получают не больше 5, а больше 100 млн рублей в год, конечно, должны работать более высокие ставки прогрессивного подоходного налога – не менее 30%.

Валерий Семенов, Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

Я думаю, давно пришло время для того, чтобы немного увеличить подоходный налог для тех, у кого достаточно большие доходы. Таких людей в стране уже довольно много, потому что и менеджеры компаний с государственным участием, и компаний частных, да уже и среднее звено имеют возможность получать достаточно большие деньги, т.е. не менее 5 млн рублей в год. Понятно, что 15% – это немного, но здесь главное, чтобы выполнялись те задачи, которые предполагается решать за счет получения дополнительных бюджетных средств.

Важно, чтобы эти деньги действительно шли на высокотехнологичную медицинскую помощь, на помощь детям, тем более, что уже почти все телеканалы обращаются к гражданам, матери плачут, родители не знают, что делать. Поэтому государству пора уже принять участие в решении вопросов, связанных с лечением тяжелобольных детей. Если на самом деле деньги будут, как выражаются финансисты, «покрашены», и четко будут доходить до получателя, то это будет по-настоящему благое дело.

Что касается отмены подоходного налога на тех, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума, то здесь возникает двоякое чувство. Дело в том, что среди тех, кто получает соответствующие маленькие зарплаты, есть немало людей, имеющих возможности или перейти на другую работу, или получать еще какие-то неофициальные доходы, т.е. такие доходы, которые мы называем «серыми», «черными» зарплатами, и которых еще достаточно много. И в связи с этим может возникнуть довольно серьезный казус, а также фактор социальной несправедливости. Вот в случае с повышением НДФЛ до 15% для людей с высокими доходами все понятно: есть доход свыше 5 млн рублей – пожалуйста, плати 15%. А здесь, когда мы не можем еще очень четко администрировать саму заработную плату и подоходный налог, и понимаем, что есть еще зарплата в конвертах, отменять налог таким вот образом я бы не спешил. Сначала нужно выработать какой-то механизм выявления людей, которые реально получают ниже прожиточного минимума, - по показателям состояния здоровья, или работающие в каких-то низкооплачиваемых профессиях, без которых не обойтись, - и тогда уже принимать такое решение. Но я бы не стал спешить, одной рукой добавляя, а другой рукой тут же убавляя, и убавляя непонятно кому. Необходимо понимать, что при возможном решении вопроса об освобождении малоимущих от подоходного налога должны быть установлены какие-то жесткие критерии.

Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
+7 919 3900 691

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                   

 

Социальный опрос

Какую коррупцию Вы считаете наиболее опасной для развития страны?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Недобросовестные крупные чиновники создают атмосферу, потворствующую коррупции. Устранение из коррупционных схем их главных бенефициаров в лице высокопоставленных должностных лиц — важная задача».

Генеральный прокурор РФ
Игорь Краснов


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин