Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

«Для граждан реформа — только в новых платежках». Генпрокурор Чайка возмутился слишком малым количеством уголовных дел по мусорной реформе

07.05.2019

В Екатеринбурге сегодня прошло первое межрегиональное совещание по проблеме мусорной реформы под руководством генпрокурора РФ Юрия Чайки. Он оказался недоволен тем, что, несмотря на три года подготовки к реформе, ни один регион толком не смог запустить реформу без проблем: за прошедший год по стране прокуроры выявили десятки тысяч различных нарушений. Чайка также возмутился, что при таком количестве нарушений в стране возбуждено всего 74 уголовных дел с 2017 года, а до суда доходят вообще единицы. Тем не менее к хозяевам площадки — Свердловской области и Уральскому федеральному округу генпрокурор отнесся достаточно благосклонно, раскритиковав только Курганскую область, которая вообще не смогла запустить реформу ни в каком виде.

«Количество уголовных дел исчисляется единицами»

Открывая совещание, Юрий Чайка заявил, что реформа оборота отходов ведется с большим количеством нарушений. В половине субъектов территориальные схемы обращения с отходами, принятые на региональном уровне, содержали ошибки, повсеместно есть претензии к работе муниципалитетов, которые не создают площадки для хранения отходов, а в большинстве регионов отсутствует достаточное количество перерабатывающих и мусоросжигательных заводов. «В свою очередь региональные операторы несвоевременно вывозили отходы и не информировали население о своей работе», — сообщил генпрокурор. Прокуроры выяснили, что в некоторых регионах за мусор выставляли двойные квитанции (на Урале отличилась Челябинская область), а регоператоры повсеместно не контролируют деятельность по складированию отходов. По мнению Чайки, все это оттого, что недорабатывают надзорные ведомства.

«Территориальные органы Роспотребнадзора не всегда жестко реагируют на нарушения, Росприроднадзор должным образом не обеспечивает лицензионный надзор и контроль с взиманием планы за негативное воздействие на окружающую среду, — распекал Чайка коллег. — И при таком количестве нарушений количество возбужденных уголовных дел по материалам прокуроров исчисляется единицами».

Его заместитель Александр Буксман заметил, что работа все же идет: за последний год прокуроры выявили 40 тыс. нарушений закона, вынесли две тысячи протестов и отправили четыре тысячи заявлений в суды. 

На 40 тысяч нарушений возбудили всего 49 уголовных дел.

«Еще немало деятелей, которые продолжают работать по-старому. В Свердловской области прокурорами инициировано возбуждение уголовного дела за размещение отходов в лесном массиве, повлекшем ущерб на 9 млн рублей», — добавил он.

В то же время и по данным Буксмана регионы сильно не дорабатывают в реформировании отрасли: 16 субъектов, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ, не передавали статистическую отчетность по образованию отходов, в Ямало-Ненецком автономном округе не хватает полигонов для размещения мусора, а в Курганской области и еще в семи регионах вообще оказались не готовы к реформе и, по его словам, «отставание может стать непреодолимым».

«Особенно болезненным является рост цен на услуги оператора. Задача прокуроров — не допустить необоснованного роста для населения платы за вывоз отходов», — добавил Буксман.

Нелегальные свалки ликвидируются плохо, а «черные мусорщики» процветают

Сейчас стоимость вывоза мусора — для многих наиболее болезненный фактор реформы, тем более что для людей ничего не меняется: нелегальные свалки ликвидируются плохо, а «черные мусорщики» по-прежнему процветают. Отдельно людей возмущает колоссальное неравенство в тарифах между схожими регионами.

По словам председателя комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Алексея Майорова, тарифы могут различаться в 27 раз.

«О сельских территориях надо говорить отдельно, потому что в тариф закладывается перевозка и оттуда, а у нас есть субъекты с большими расстояниями и небольшой плотностью расселения. По-видимому, придется искать какие-то [иные] формы для успешной реализации реформы», — добавил он. При этом в десятках городов управляющие компании забыли исключить плату за вывоз мусора из состава жилищной услуги — и люди платили за одно и то же дважды, не говоря уже о приходе счетов за уже не проживавших в квартирах людей. «Сейчас ситуация улучшается, и если мы начинали с 5–10% собираемости платежей, то сейчас доходим до 30–50%. Эксперты отмечают, что две трети регионов выбрали региональных операторов на безальтернативной основе, при этом компетентность операторов вызывает сомнения, — рассказал Майоров. — По данным ВЦИОМ, многие люди даже не слышали о реформе, при этом пятая часть считает, что ее смысл состоит только в повышении тарифа».

С ним согласился и председатель комитета по экологии и охране среды Госдумы Владимир Бурматов. Его комитет насчитал еще большую разницу между регионами по части нормативов накопления мусора: чиновники считают, что в одних регионах люди мусорят в 50 раз меньше, чем в других. «Ощущение, что цифры берутся с потолка. В некоторых регионах нормативы не были подтверждены сезонными измерениями. Кроме того, отсутствует дифференциация. Доходит до того, что маленький сельский дом, где часть отходов сжигается в печи, остальное сбрасывается в компостную яму, имеет такой же норматив накопления, как в многоквартирном доме. Ну очевидно, что норматив разный должен быть», — возмутился он.

По его словам, претензии есть и к территориальным схемам по вывозу отходов: на их утверждение ушло немногим меньше миллиарда рублей, а их уже надо пересматривать. И только в 20 субъектах в схемах предусмотрено раздельное накопление отходов. «Но понятно, что в этом случае мы не выполним поручение президента о переработке 60% отходов. При таком подходе мусор будет просто гнить, — заключил Бурматов. — К сожалению, для граждан реформа состоит только в новых цифрах в платежках. А отходы на свалки,чтобы гнить, вместо одних ребят везут чуть-чуть другие. Нас эта ситуация не устраивает».

«У оператора нет денег на контейнеры»

Замминистра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов признал, что разрыв в тарифах между регионами есть, хотя и не столь значительный, как утверждают парламентарии. «Минимальный платеж с человека в России составляет 50 рублей — это в Северной Осетии. Максимальный — 588 рублей на семью из 3 человек, это в Калининградской области. Тем не менее проведена работа, которая позволяет добиться снижения платы за услугу на 32% — за счет отмены НДС. При всем этом рост коммунальных услуг составит 5% по стране», — вывел он весьма неожиданную цифру с учетом названных тарифов. Основную проблему замминистра видит не в тарифах, а в отсутствии раздельного сбора мусора, без которого извлечение полезных компонентов из мусора, отправляемых на переработку, не превышает 7%.

Отдельно операторов по вывозу мусора критиковали за то, что они не открывают свои инвестиционные программы, не объясняют людям, почему выросли платежи, что на эти деньги будут делать, и вообще не детализируют экономическую обоснованность тарифа — особенно в части инвестиций. Лучше всех об этом отчитался замруководителя ФАС Сергей Пузырев: меньше чем за сутки до совещания ведомство возбудило дело в отношении свердловского оператора «Спецавтобаза», заложившего в свой тариф повышенную стоимость перевозки и отдавшего эту перевозку единственному подрядчику, заявившемуся на конкурс. Впрочем, других достижений ведомство не демонстировало, несмотря на десятки жалоб в отношении всех региональных операторов на Урале.

Вступился за операторов только представитель Российского экологического оператора Денис Буцаев. Он пожаловался на то, что если региональные власти роняют норматив по накоплению мусора для людей — что не запрещено — то у операторов возникает кассовый разрыв, так как они рассчитывали на поступление другого объема денег, и это негативно отражается на их работе. К тому же в 80% регионов, по его словам, нет инвестпрограммы на создание инфраструктуры по переработке мусора. «Не закладывая это в тариф, требовать от оператора строительства инфраструктуры по меньшей мере странно, — заявил Буцаев. — Тариф нуждается в методологической переработке. Например, для создания отрасли требуются мусорные баки — но в тарифе есть ограничение, чтобы на это не уходило больше 1%. У оператора просто нет средств на баки. То же и с контейнерными площадками: даже если их передают оператору, он не в состоянии их содержать».

По итогам двухчасового совещания генпрокурор Юрий Чайка поручил коллегам организовать постоянный мониторинг состояния законности обработки коммунальных отходов и держать на постоянном контроле расходование денег на эти цели — а в случае чего, принимать «исчерпывающие меры реагирования». Более подробно практику мусорной реформы прокуроры проанализируют во втором полугодии 2019 года, после аналогичного совещания по другим федеральным округам — и уже тогда доклад об этом ляжет на стол президента РФ Владимира Путина.

Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                   

 

Социальный опрос

Повлияет ли введение обязательной видеозаписи судебных заседаний на уровень коррупции в судах?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин