Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Гендиректор «Центра политической информации» Алексей Мухин: Война с контрафактом?

22.02.2018

Контрафакт и увеличение его доли на рынке — серьёзная проблема для любой экономики, развивающаяся она или уже развитая. Наличие контрафакта на полках магазинов и оптовых складах свидетельствует о нездоровье таможенных, фискальных и торговых систем. В накладе остаётся бюджет, ведь понятно, что с контрафактной продукции поступает гораздо меньше налогов, если они поступают вообще и потребитель, который, как правило, получает некачественный быстроразрушающийся или скоропортящийся товар. В последнем случае потребитель, он же — гражданин своей страны, начинает предъявлять претензии государству, которое обязано, в  принципе, его ограждать от подобного рода угроз и вызовов. В случае, если претензии предъявляются массово, это часто приводит к различным гражданским конфликтам и не спадающему социальному напряжению. Вот и получается, что поставщики контрафакта фактически способствуют разрушению политической системы со всеми вытекающими последствиями. Тут впору бороться с ними, как с террористами.

Во всяком случае, подобного рода процессы, как правило, находятся под пристальным вниманием представителей власти. Так и в нашем случае крайнюю озабоченность нарастанием вала контрафактной продукции по отдельным отраслям недавно выразил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он особенно подчеркнул на парламентских слушаниях «О формировании правовых условий финансирования и развития цифровой экономики», что отраслевые лоббисты, противодействующие внедрению системы маркировки товаров, особенно — лекарств, лукавят, когда говорят о том, что это приведёт к «вымыванию» дешёвых, а, значит, доступных лекарственных препаратов. На самом деле речь идёт о повышении качества товаров путём контроля качества, которое гарантирует, как раз, маркировка.

Кстати, вице-премьер упомянул и то, что лоббизм со стороны некоторых игроков на рынке, препятствующих внедрению маркировки лекарственных препаратов, очень и очень силён. Понятно, что истоками такого противодействия и, соответственно, участниками рынка, практикующими его, могут, в принципе, заинтересоваться профильные организации. Так, в числе компаний, усомнившихся в целесообразности маркировки в предложенном режиме СМИ упомянули, например, целый ряд: «Марбиофарм», «Уралбиофарм», «Органика», «Мосфарма», «Авексима Сибирь», компании «Деко», «Озон», «Татхимфармпрепараты», Ирбитский химико-фармацевтический завод и Кировскую фармацевтическую фабрику.

В 2018-2019 годах, например, в России предполагается осуществить маркировку лекарств в аптеках с целью избежать поступления в продажу некачественных лекарственных препаратов, которые являются либо контрабандой, либо контрафактом, а то и тем, и другим одновременно. Причём, подобного рода практика, как планируют, будет вводится и на всей территории ЕврАзЭС — с конца 2018 года.

А пока проблема остаётся весьма насущной ещё и из-за «прозрачности» границ стран Таможенного союза. Такая проблема зафиксирована в Белоруссии — со стороны Евросоюза, и в Казахстане — со стороны Китая и других азиатских стран. Более того, наши партнёры по евразийскому экономическому пространству, что уж тут греха таить, иногда и сами являются источниками контрафакта, поступающего на территорию России: речь, например, идёт о возросших поставках контрафактных сигарет брендовых марок, производство которых налажено, ну, скажем, не вполне легально, на территории Белоруссии. Попытки пресекать поступление этой продукции в Россию вызвали, к удивлению, сильное неудовольствие наших белорусских партнёров, попытавшихся обвинить российскую сторону в нарушении взятых на себя таможенных обязательств.

В целом российский рынок контрафактной продукции оценивается специалистами в 4 млрд долларов ежегодно. И наиболее часто, к сожалению, подделываются лекарственные препараты, одежда, минеральная вода, автозапчасти (то есть то, отчего зависит часто здоровье населения), а также алкоголь и табак.

За первое же полугодие 2017 года ФТС выявила свыше 5,6 млн единиц контрафакта на сумму всего 1,1 млрд рублей по факту чего было возбуждено 556 уголовных дел. Для сравнения, за весь 2016 год было выявлено 20,4 млн единиц, возбуждено 1027 дел об административном нарушении в сфере интеллектуальной собственности, из которых 996 дел о незаконном использовании чужого товарного знака.

Вроде бы, положительные тенденции налицо, однако практика показывает, что изготовители и поставщики контрафакта просто стали осмотрительнее и аккуратнее при изготовлении сопровождающей товары документации. Да и в общем объёме контрафакта выявленные единицы — минимум.

Кстати, обязательная маркировка продукции аптек, которая будет обязательной с 2020 года, затронет порядка 350 тысяч торговых субъектов . Ожидается, что после введения соответствующей маркировки доля контрафактной продукции на фармарынке, а её оценивают сегодня его участники в 20% (соответствующее исследование было проведено BCG), значительно снизится.

Отметим, что эксперимент по маркировке уже начался и лучшую технологию маркировки удобную и фармацевтам и власти и покупателю еще предстоит найти и доработать. Тут нельзя не отметить попытку Росздравнадзора в этом начать разбираться и взять на себя эту, в целом непрофильную для ведомства, ношу.

Конечно, что-то уже с места сдвинулось и это отмечают участники рынка, вырос и самоконтроль со стороны дистрибуторов лекарственной продукции. Как результат, одновременно растёт и количество выявленной контрафактной продукции. Понятно, что необходимо предпринимать действенные меры не только по выявлению этой продукции, но и по предупреждению её появления в стране.

Замечено, что производство и использование контрафакта возникает тогда, когда государственные законодательные и регулирующие органы вступают на путь ограничения и запретов. В этом случае, понятно, добросовестные дистрибуторы и производители-правообладатели не могут в условиях нездоровой конкуренции тягаться с «контрафактниками». И в этой ситуации не помогает даже запрет на параллельный импорт, который позволяет наладить многоканальные поставки продукции от производителя на территорию другой страны. Часто государство законодательно, как ему кажется, регулирует эти каналы, но стоит хотя бы немного «пережать», как оказывается, что рынок начинает заполняться контрафактом.

За запрет параллельного импорта, понятно, выступают крупные производители, опасающиеся т.н. «китайской угрозы» — массового проникновения на рынок страны товаров под известными брендами, которые, на самом деле, являются продукцией «серого производства».

Специалисты также предупреждают, что онлайн-торговля через Интернет также — прямой путь к реализации через эти сети контрафактной продукции в значительных объёмах. Ведь чисто технически очень трудно будет привлечь к ответственности онлайн-площадку в то время как стационарный магазин (торговый центр) имеет все стимулы заботиться о не допуске на свои торговые площади продукции сомнительного происхождения.

Тем не менее, существующие практики некоторых ограничений, сочетающиеся с предоставлением определённых преимуществ, в разумных пределах, конечно, добросовестным участникам рынка, применяющиеся на системной основе, дают мощный синергетический эффект, позволяющий очистить рынок от контрафакта в значительной мере. Важно только их применять на практике.


Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Сообщение в компетентные органы о факте коррупции в отношении коллег – это...
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин