Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Эксперты сомневаются в эффективности судебной реформы за 4,4 млрд рублей

29.01.2018

Верховный суд внес в Госдуму законопроект, суть его заключается в создании кассационных и апелляционных судов как отдельных инстанций, на которые будут возложены пересмотр и проверка решений судов общей юрисдикции.

Во главу угла судебных нововведений поставлено максимальное обеспечение независимости и самостоятельности тех, кто пересматривает принятые решения. В Верховном суде уверены: если жалоба будет рассматриваться не в регионе, где был принят обжалуемый вердикт, то решение суда второй инстанции станет итогом максимально независимого рассмотрения. Журналисты РБК опросили экспертов, чтобы выяснить, насколько оправданы ожидания от судебной реформы.

Ниже коррупция, больше независимости

Глава комитета Госдумы по законодательству единоросс Павел Крашенинников считает, что нововведение послужит снижению уровня коррупции в судах. «Это очень системный, важный закон. Он носит антикоррупционный характер, поскольку региональное начальство даже думать не будет о том, чтобы давить (на судей)», — сказал депутат журналистам РБК.

С коллегой по нижней палате парламента согласны член комитета по законодательству, представитель Госдумы в Верховном суде Николай Брыкин и первый зампредседателя комитета по законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ), который отметил, что эти суды не будут закреплены за субъектом, чтобы не могли на них влиять губернаторы и мэры.

Ближе к ВС, дальше от народа

В свою очередь федеральный судья в отставке Сергей Пашин видит результатом судебной реформы концентрацию власти в Верховном суде. «Это средство ослабить региональные элиты. Власть председателей областных, краевых и приравненных к ним судов серьезно уменьшится и сосредоточится в Верховном суде», — заявил эксперт РБК.
Он также опасается, что изменения позволят «раздать начальнические места некоторым особо заслужившим людям» и тем самым «перекроить карту» влияний.

При этом эксперт полагает, что близость новых судов к Верховному в этом случае лишь усложнит доступ гражданам к правосудию. «Суды станут ближе к Верховному суду, но дальше от населения. Для людей это крайне неудобно, они иногда с трудом и в районный суд добираются. А здесь, чтобы присутствовать на рассмотрении апелляционной жалобы, придется ехать даже не в губернский город, а еще дальше», — говорит судья в отставке.

Пашин уверен, что независимость и самостоятельность судов в результате реформы никак не увеличатся, поскольку нужна независимость от судебного начальства, которое в очередной раз просто поменяется.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев склоняется к мнению о том, что все же независимости у судов прибавится, но проблемы российского судопроизводства решены не будут.

«Что касается дел об административных правонарушениях и уголовных дел, то здесь существует базовое предубеждение в пользу государства — так называемый обвинительный уклон. И в этом смысле реформа может оказаться не столь эффективной, насколько на нее рассчитывают. Даже сейчас, когда дела пересматриваются, казалось бы, совершенно независимой инстанцией по отношению к нижестоящему суду, судьи уверенно принимают сторону обвинения. Даже если доказательства, представленные обвинением, не до конца убедительны», — указывает эксперт.

Суть реформы

Верховный суд предлагает законодателям создать девять кассационных судов, которые будут рассматривать жалобы на решения, вступившие в законную силу. Находиться такие суды будут в центрах вновь создаваемых кассационных округов — в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.

В свою очередь подача и рассмотрение апелляций, то есть решений, не вступивших в законную силу, станет возможна лишь в пяти апелляционных округах. Желающие оспорить судебный вердикт смогут это сделать в Воронеже, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Томске. Воронежский и Краснодарский апелляционные суды будут иметь филиалы в Иваново и Сочи соответственно.

Обойдется создание новых судов, как полагает Верховный суд, в 4,4 млрд рублей, при этом около 3 млрд рублей придется на дополнительные бюджетные ассигнования.
В то же время количество судей в регионах уменьшится приблизительно на тысячу из более чем 22 тысяч людей в мантиях. Судьям будет предложено перейти в новые инстанции или уйти в отставку, получив выходное пособие. Порядка 1,7 тысячи госслужащих в судах, возможно, будут сокращены.

Павел Крашенинников полагает, что в первом чтении законопроект от Верховного суда будет принят на весенней сессии Госдумы, но сама реформа, видимо, растянется на продолжительное время. Поскольку, помимо принятия закона о кассационных и апелляционных судах, потребуется изменение процессуального законодательства. Поэтому воплощения реформы в жизнь вряд ли стоит ожидать в 2019 году, считает депутат.


Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какой, по Вашему мнению, должна быть ответственность чиновников, имеющих незадекларированное имущество?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин