Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев: к коррупции в ФАС относимся серьезно, это подрыв репутации госоргана

26.12.2017

В начале 2018 года на сайте ПАСМИ стартует спецпроект «Национальный план». В подготовке проекта принял участие глава ФАС Игорь Артемьев, дав заочное интервью нашей редакции.

Цель спецпроекта ПАСМИ «Национальный план» — подвести итоги реализации министерствами и ведомствами на федеральном уровне национальной политики в сфере противодействия коррупции. Вопросы для интервью были сформированы по повестке Указов президента о мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции.  Прямого диалога не получилось, но мы публикуем полный текст заочного интервью с Игорем Артемьевым.

— Какие мероприятия по реализации антикоррупционной политики государства были проведены вами согласно Нацплану в 2016 и 2017 годах?

Деятельность ФАС России по профилактике коррупционных правонарушений осуществляется в соответствии с основными направлениями, которые определены Указом Президента Российской Федерации. В этих целях нашим приказом мы утвердили План противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы. Такие планы противодействия коррупции утверждены и в каждом территориальном органе антимонопольного ведомства.

Ежегодно составляется отчет о его выполнении. Они размещаются на официальном сайте ФАС России. Каждый такой отчет — это многостраничный перечень запланированных и исполненных мероприятий, с которым можно ознакомиться.

Особо отмечу, что ФАС России является участником пилотного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности», куратором которого является заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководитель аппарата правительства Российской Федерации Сергей Приходько.

По направлению «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» с учетом позиции институтов гражданского общества, представляющих интересы предпринимательского сообщества, в ФАС России разработаны карты коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций по пяти видам контроля: антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях; в области надзора за рекламой; в сфере гособоронзаказа и государственных закупок; в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, разработан комплекс правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций. Утверждена форма мониторинга и контроля исполнения этих мер.

 — Организовано ли взаимодействие со СМИ, общественными институтами, научным сообществом, как вы оцениваете успешность выбранной стратегии? Что планируете делать в дальнейшем?

Федеральная антимонопольная служба является открытым ведомством для представителей СМИ, научного и предпринимательского сообщества, а также общественных институтов.

На официальном сайте ФАС России отдельный раздел посвящен противодействию коррупции. В нем размещены методические рекомендации, нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, данные по антикоррупционной экспертизе, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих.

Помимо этого, антимонопольной службой размещены формы документов для заполнения, связанных с противодействием коррупции, опрос по плану противодействия коррупции ФАС России, а также есть возможность сообщить о фактах коррупции по «телефону доверия».

Антимонопольное ведомство активно сотрудничает с научным сообществом и общественными организациями, регулярно проводя совместные заседания экспертных советов.
Успешно функционирует Научно-методический совет образовательных организаций и кафедр конкурентного права. Хочу отметить, что в России уже работает 50 таких кафедр!

На базе РЭУ им. Г.В. Плеханова создана Высшая школа тарифного регулирования, в которой можно пройти комплексную программу повышения квалификации. Сфера тарифного регулирования характеризуется высоким коррупционным потенциалом, поэтому ФАС стремится к выработке единой и понятной формулы по расчетам всех тарифов. Ради этого уже изменено большое количество нормативных правовых актов, которые прошли антикоррупционную экспертизу, и замечаний по ним выявлено не было.

 — Какой вклад ваше министерство внесло в 2016—2017 году в формирование нетерпимости к коррупции и антикоррупционную профилактику в отрасли? Как это отражается на региональных подразделениях?

В целях противодействия коррупции и привлечения внимания к выявленным ее признакам ФАС России публикует полную информацию о таких делах и ходе их расследования антимонопольным ведомством, вплоть до передачи материалов в правоохранительные органы.

Для предупреждения коррупционных посягательств ФАС также проводит профилактическую работу, рассказывая и разъясняя законодательство, порядок проведения закупок, а также меры ответственности, которые могут наступить при установлении нарушения закона. В случае с коррупционными кейсами — это уголовная ответственность.
Можно выделить несколько блоков направления деятельности, направленных на противодействие коррупции. Во-первых, публичное и открытое рассмотрение жалоб участников закупок на действия заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Во-вторых, совершенствование законодательства в этой сфере. В настоящее время в Государственной думе рассматривается законопроект о переводе всех процедур в электронную форму, в том числе и подачу заявок. Принятие этого законопроекта позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, что позволит исключить из сферы закупок возможность привлечения к процедуре «своих» поставщиков. Таким образом, вступление в законную силу документа снизит коррупционные риски, а также риски сговора между участниками закупок.

В-третьих, в антимонопольной службе ведется систематическая работа, в том числе на базе Учебно-методического центра ФАС России, по проведению региональных семинаров-совещаний, селекторных совещаний с целью формирования единообразной практики применения законодательства территориальных органов ФАС России в различных регионах.

 — С какими коррупционными явлениями вам приходится бороться в вашем ведомстве? Сколько случаев коррупции и подозрений на коррупцию зарегистрировано в вашем учреждении за 2016—2017 год? Какой суммарный ущерб был нанесен государству?

В ФАС России создан отдел по противодействию коррупции. Он ведет работу в тесном взаимодействии с должностными лицами наших региональных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, руководителями территориальных органов и начальниками структурных подразделений.

Что касается конкретных коррупционных проявлений, за которые предусматривается дисциплинарная ответственность гражданского служащего, то это, в первую очередь, предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательств имущественного характера. Так, в 2016 году в центральном аппарате за это нарушение было привлечено к дисциплинарной ответственности семеро гражданских служащих. В 2017 году — двое гражданских служащих. Другие вопросы профилактики, на которые мы обращаем серьезное внимание, это исполнение гражданскими служащими требований по урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с нашим Планом противодействия коррупции, в этом году были разработаны механизмы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы категории «руководители», и осуществлению мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Аналогичная работа, но уже в отношении всех гражданских служащих, проводилась и в территориальных органах. Это полностью соответствует приоритетам, указанным в Национальном плане противодействия коррупции.

Вопросы, касающиеся предотвращения или урегулирования конфликта интересов, были рассмотрены Президиумом коллегии ФАС. Эта тема также рассмотрена и широко обсуждена на обучающем семинаре по вопросам профилактики коррупционных правонарушений в ФАС России в ходе Международного мероприятия «Неделя конкуренции в России».

К сожалению, есть у нас и случаи, когда гражданские служащие совершают более тяжкие правонарушения. Так, в 2016 году бывшему главному специалисту-эксперту территориального органа ФАС России предъявлено обвинение в получении взятки и злоупотреблении служебным положением. Приговор до настоящего времени не вынесен.

В 2017 году другому сотруднику территориального органа приговором суда определено наказание в виде штрафа в размере 1 млн 200 тыс. рублей с лишением права занимать должности государственной службы сроком на 2 года за получение взятки в размере 30 тыс. рублей.

Самый большой ущерб от таких нарушений для нас — подрыв репутации государственного органа, поэтому отношение к этому у нас серьезное.

 — Как вы считаете, какие недочеты в сфере предупреждения и профилактики коррупции стали причиной коррумпированности отдельных служащих?

В ходе практической деятельности по профилактике коррупционных правонарушений выявляется ряд факторов, негативно влияющих на эффективность указанной работы, такие как медленное внедрение современных технологий в процесс контроля исполнения гражданскими служащими требований антикоррупционного законодательства, а также чрезмерная бюрократизация процесса, в том числе и отчетности.

 — Считаете ли вы, что Национальный план выполняет свою функцию? Озвучьте ваши предложения по актуализации антикоррупционной политики в отрасли.

Считаем, что Национальный план свою функцию выполняет. Он решает основные задачи, которые перед ним поставлены, такие как совершенствование правовых и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов, механизма контроля за расходами и повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Что касается предложений по актуализации антикоррупционной политики, то эта работа велась в ФАС России, в том числе в рамках Межведомственной комиссии при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Все наши предложения по исполнению положений Национального плана противодействия коррупции, направленные на противодействие «откатам», а также на выявление и устранение коррупционных проявлений при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа, обсуждались в рамках этой комиссии и учитывались при внесении изменений в действующее законодательство.

Задать вопрос главе ФАС Игорю Артемьеву

Если у вас появились вопросы или предложения к главе ФАС, пишите нам в раздел «Сообщить о коррупции». В 2018 году мы обязательно вернемся к этой теме. ПАСМИ также направило главе ФАС дополнительные вопросы, ответы на которые уже готовит пресс-служба ведомства. Они, в частности, касаются ущерба от картельных сговоров, определения изделий российского производства при анализе данных госзакупок, статистике судебных решений по спорам ФАС с предпринимателями и санкций для нефтяников.


Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какую коррупцию Вы считаете наиболее опасной для развития страны?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин