Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев: «Если говорить об экономическом развитии России, необходимо проводить реформы, прежде всего, в правоохранительной системе»

10.11.2017

В свердловской Общественной палате 8 ноября 2017 года прошло расширенное заседание рабочей группы по вопросам профилактики и борьбы с коррупцией. Темой обсуждения совещания, на которое были приглашены эксперты, представители общественности и журналисты, стали проблемы противодействия коррупции при взаимодействии граждан с системой судебно-правоохранительных органов.


В состав рабочей группы вошли как непосредственно члены Общественной палаты Свердловской области, так профессиональные эксперты и консультанты, работающие в сфере юриспруденции, в том числе сотрудники правоохранительных органов в отставке, преподаватели юридических дисциплин высших учебных заведений области, действующие юристы и адвокаты, руководители общественных объединений, деятельность которых связана с заявленной проблематикой. В числе приглашенных также были члены Общественной палаты, юристы, руководители правозащитных организаций, представители общественных советов при различных органах власти, иные эксперты и консультанты.

Председательствовал на заседании заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Щукин, являющийся председателем рабочей группы по вопросам профилактики и борьбе с коррупцией.

Вопросы, которые обсуждались на прошедшем заседании, по словам Владимира Щукина, требуют своего решения, прежде всего, для устранения в обществе коррупции, которая названа сегодня президентом России Владимиром Путиным национальной бедой.

Первым слово взял президент Свердловского регионального отделения Всероссийской полицейской ассоциации Владимир Кольцов, который поднял вопрос своевременности реагирования органов полиции на поступающие им сообщения о совершенных преступлениях или правонарушениях, а также проблемы квалификации состава совершенного преступления.

В качестве примеров приводились реальные жизненные ситуации, например, когда в органы внутренних дел поступает сообщение о совершенном разбое или грабеже (тяжкие преступления), а регистрируется как нанесение телесных повреждений (менее тяжкое преступление), которое затем легко снимается с учета. Или такой пример:

- Организованная этническая преступная группа из лиц ближнего зарубежья приезжает в частный дом в центре города Екатеринбурга в Верх-Исетском районе, расстреливают из двух пистолетов семью, в том числе они готовились к преступлению - заранее снимают госномера с автомобилей, которые попадают на видеокамеру... Делают шесть или восемь выстрелов, попадают в грудную клетку, одно проникающее ранение было, но хорошо, без тяжких последствий - остановилось рядом с сердцем. Состав преступления очевидный - хулиганство с применением огнестрельного оружия. Что делают органы? Полтора часа не выезжают на место происшествия, и только через дежурного по области мы добиваемся выезда наряда на преступление такого характера. Возникает вопрос - кому-то надо было, чтобы группа своевременно не приезжала. Тут минимум халатность. Так в процессе следствия подтвердилось, что в принципе интерес к этому преступлению был, потому что один из руководителей этого органа в процессе расследования этого дела подошел к потерпевшему и сказал: «Если ты еще будешь жаловаться, мы тебе еще не это устроим». Естественно, это ничего не записано, но обстоятельства дела подсказывают - УПК нарушен со всех сторон. И это не единичные факты.

Более того, при расследовании уголовных дел зачастую в прокуратуру предоставляются неполные материалы, без описи. Например, не представляется в надзорное ведомство проведенная экспертиза. И только в ходе дополнительных мероприятий, когда прокурор прямо говорит: «почему это не провели, почему это не сделали» - они судорожно начинают запрашивать необходимую информацию.

Также Владимир Кольцов говорил о проблеме заказных уголовных дел, а также о большом количестве укрытых преступлений.

В продолжение темы выступил член Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, председатель экспертного совета при Аппарате уполномоченного по правам ребенка Геннадий Тумалевич.  Он поднял проблему снижения количества регистрируемых преступлений.

- Подменяются понятия. Зарегистрированные преступления и уровень преступности. То есть мы можем вообще не регистрировать преступления, и у нас будет нулевая преступность... Надо ставить вопрос на самом высоком уровне - убрать из всех ведомственных отчетов понятие раскрываемости преступлений как критерия оценки работы правоохранительных органов. Необходимо оценивать работу подразделений не по количеству раскрытых, а по количеству зарегистрированных преступлений и количеству возбужденных уголовных дел.

В конечном итоге предложение было сформулировано так, что оценивать уровень преступности следует не по раскрываемости преступлений, а по объему поступивших от граждан обращений, по результатам их рассмотрения и привлечению виновных лиц к ответственности. Только эти показатели могут дать реальную картину происходящего.

Владимир Кольцов также предложил рассмотреть на уровне областных властей возможность электронного слежения прохождения заявлений граждан по номеру КУСП (книги учета о совершенных преступлениях и правонарушениях), с учетом требований закона о персональных данных.

Вице-президент «Фонда борьбы с организованной преступностью», бывший заместитель начальника милиции общественной безопасности УВД Екатеринбурга Сергей Мочалин, выступая по вопросу взаимодействия общественных объединений с государственными, муниципальными и правоохранительными органами по вопросам профилактики коррупционных проявлений, рассказал проектах, которые ведет его организация. В частности о проекте организации защиты предпринимателей, ставших объектами преступных посягательств, а также о внедрении программы психокоррекции для лиц, осужденных к условной мере наказания за насильственные преступления. Докладчик напомнил о том, что не так давно был декриминализирован (переведен в состав административных правонарушений) ряд статей Уголовного кодекса, с чем и связано внедрение указанной программы, направленной на профилактику насильственных преступлений и снижение их повторных рецидивов.

Сергей Мочалин также высказался по поводу вопроса возможности получения разного рода статистических данных о состоянии преступности в правоохранительных органах, которые, как правило, последние отказываются предоставлять общественным организациям под предлогом того, что это относится к служебной информации.  На возражения других докладчиков, которые настаивали на том, что данная информация должна быть общедоступной, Сергей Мочалин, как бывший сотрудник милиции, назвал это беспредметным спором. Как и предложение об электронном слежении прохождения заявлений граждан, учитываемых в журналах о совершенных преступлениях и правонарушениях. По его мнению, работать следует в рамках действующего законодательства, «занимаясь своим делом», с чем, впрочем, не согласились его оппоненты...

Также на заседании поднимался вопрос о необходимости возврата отнятых полномочий у прокуратуры, которая, по словам одного из экспертов, на сегодняшний день оказалась «кастрирована»...

Еще один участник заседания, независимый эксперт при Министерстве Юстиции РФ Александр Усольцев, обратился к такому понятию как «совесть» в работе сотрудников прокуратуры и суда:

- Я столкнулся с такой опасностью для общества и государства, что суды умышленно отказывает в запросе доказательств, привлечении свидетелей. Закон не обязывает, чтобы у должностных лиц прокуратуры, судов была совесть...

Александр Иванович процитировал выдержку из статьи 8 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации», в которой излагается текст присяги судьи, в соответствии с которой каждый вновь избранный судья клянется: «честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

- Кто такой долг и почему он должен велеть судье помимо закона? Это чисто коррупционная составляющая этого закона.

Понятие «совесть» фигурирует также и в Уголовно-процессуальном кодексе. Согласно статьи 17 УПК РФ, «судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью».

- Я уже сколько раз задавал эти вопросы, и практически никто не понимает адекватно, что такое совесть и зачем она нужна. Ну, что такое совесть? Это чисто техническое применение, совокупность всех ценностей, которых человек придерживается. Например в преступном сообществе свои ценности... Не должна совесть определяться нормами права.

На заседании прозвучало немало других предложений, касаемых взаимодействия граждан с правоохранительными органами. По словам председателя рабочей группы Владимира Щукина, все предложения будут оформлены в письменном виде, систематизированы, рассмотрены Общественной палатой Свердловской области, после чего будут направлены в Общественную палату Российской Федерации, либо в соответствующие контрольно-надзорные органы, органы законодательной и исполнительной власти, чтобы претворить их в жизнь.

Комментируя прошедшее совещание в Общественной палате, глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, также присутствовавший на заседании, отметил практическую необходимость и социальную значимость таких мероприятий:

 
     Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид АНДРЕЕВ (фото пресс-службы АК СО)

- Подобные мероприятия направлены на решение практических задач в сфере противодействия коррупции, уровень которой в нашей стране приобретает катастрофические масштабы. Вообще, если говорить о каком-то экономическом развитии России, о повышении социального уровня жизни наших граждан, необходимо проводить реформы, прежде всего, в правоохранительной системе. Пока здесь не будет наведен порядок, ни о какой борьбе с коррупцией и развитии государства даже разговоров быть не может. Но многое упирается в законодательство, в том числе мы не сможем говорить об эффективности антикоррупционной политики до тех пор, пока наша страна уклоняется от ратификации 20-й статьи Конвенции ООН «О борьбе с коррупцией».

Проблемы, которые обсуждаются на заседаниях, организуемых Общественной палатой Свердловской области, сегодня во многом связаны с проблемами коррупции. Здесь нарабатываются инициативы и предложения, которые обсуждаются и в конечном итоге направляются в законодательные органы. Антикоррупционный комитет по Свердловской области, учитывая специфику нашей деятельности, работает в данном направлении в постоянном режиме на протяжении всех 15 лет работы. В порядке правотворческой деятельности мы, основываясь на собственной практике, также проводим анализ, разрабатываем свои предложения, которые направляются нами в органы государственной власти, уполномоченные на внесение законодательных инициатив.

В числе последних инициатив - предложение о введении жесткой административной финансовой ответственности для следователей за бездействие при расследовании уголовного дела - от значительных штрафов и вплоть до дисквалификации. Одновременно считаем необходимым установить соответствующую дисциплинарную ответственность и для судей за вынесение решений о заключении под стражу или о продлении ареста без достаточных к тому оснований. Неоднократность таких деяний, по нашему мнению, должна рассматриваться как грубое нарушение прав участников процесса, за которым следует досрочное прекращение полномочий судьи в порядке ст. 12.1 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Проблема неправомерного содержания под стражей во время следствия стала настолько актуальной в сегодняшнее время, что вопрос был поднят на уровне Верховного суда России.

В настоящее время нами также подготовлены предложения о необходимости введения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ термина «заявитель», отсутствие которого сегодня позволяет некоторым должностным лицам  органов следствия и дознания нарушать права заявителей, не признавая их таковыми. А также о введении финансовой административной ответственности для должностных лиц органов следствия и дознания за нарушение установленных уголовно-процессуальным законодательством прав участников уголовного судопроизводства.

Данные предложения будут направлены Антикоррупционным комитетом, в том числе, и в Общественную палату Свердловской области.


Ольга ДЕМЕНТЬЕВА

Источник


Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какое наказание заставит чиновника не воровать?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин