Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Депутат Госдумы Валерий Гартунг: нужно перенести налоговую нагрузку на сверхдоходы сырьевых экспортеров

06.07.2017

5 июля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 206576-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части индексации ставок акцизов, установления ставок акцизов на отдельные группы товаров и порядка определения показателей, используемых при расчете ставок по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и нефти".

От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Валерий Гартунг:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Начну с того, что мы, конечно же, не против того, чтобы повышать налоговую нагрузку на сырьевые отрасли, но при этом мы ждем, что будет адекватное снижение на обрабатывающие отрасли, только в этом случае поменяется вектор развития экономики. Это первое.

Второе. Мы не так хорошо пережили кризисные явления, как было заявлено представителем Правительства. От индексации пенсий работающим пенсионерам отказались в этом зале уже 1,5 года назад. Кто забыл, напомню, средняя пенсия по стране 12 тысяч 800 рублей. Если взять индексацию, накопленную за прошлый год и за этот, это примерно 2,5 тысячи рублей в месяц. А если мы посмотрим, какую заработную плату работающие пенсионеры получают, это где-то 8,10,15 тысяч, то мы увидим, что фактически мы людей выгоняем на улицу, потому что, зарабатывая 8 тысяч, он автоматически теряет 2,5 тыс.

Та индексация, которую он получит при выходе с работы, когда он уйдёт и будет на пенсии, уже не будет работать, она будет только с этого момента осуществляться. А всё то время, которое он работал, эти потери 2,5 тысячи в месяц ему никто не вернёт и не собирается возвращать.

Было сказано, что отношение к рублю в мире будет зависеть от того, как мы расходуем нефтегазовые расходы. Вы знаете, я всегда думал, что отношение к валюте зависит от размера экономики, а, сказывается, теперь по-другому. Понятно, что умение считать деньги – это важная вещь, но всё-таки валюта более крепкая, если большая экономика. Чем больше и сильнее экономика, тем крепче валюта. Это аксиома, как мне кажется.

Следующее. Представитель Правительства, докладывая нам по 41-му вопросу, сказал, что у нас положительная динамика сбора НДС, и, дескать, мы хорошо собираем налоги, но я могу сказать, что это связано не столько с администрированием налога, сколько с судебной практикой. Потому что сейчас, например, добросовестный плательщик НДС, если он не проявил должную осмотрительность, такой термин появился, при выборе своих поставщиков, то теперь и за себя НДС, и за поставщика ещё платит, потому что налоговая не может найти того поставщика, который не заплатил НДС, и не собирается его искать. И поэтому добросовестный налогоплательщик платит НДС, а к вычету не может ничего взять, поэтому у нас сборы НДС и выросли, и дальше будет расти. Это не говорит о том, что мы лучше стали НДС собирать, а говорит о том, что мы просто лучше стали бороться с нетеневым сектором. Мы с легальных производителей, тех, кто уже платит все налоги, повторно берём налоги. Это нормально? Наверное, это неправильно.

А теперь, по сути законопроекта. Ещё раз хочу сказать, что мы не против того, чтобы повышать налоговую нагрузку на обрабатывающие сектора, на сырьевые сектора, но как это делать, кто за это заплатит? В том варианте, который предлагает Правительство, платит внутренний рынок, потребитель, потому что, если вы повышаете акцизы НДПИ, тут же повысятся цены на внутрироссийском рынке.

Илья Вячеславович (Трунин, официальный представитель Правительства РФ, заместитель Министра финансов РФ – Прим. ред.), мы предлагаем другой вариант. Давайте обложим сверхдоходы наших сырьевых компаний, которые они получают при экспорте сырья.

Конечно, мы согласны с тем, что нужно поддерживать экспорт. Весь вопрос в том, какой экспорт. Если мы экспорт сырья поддерживаем, это одна стратегия, какой вы придерживаетесь. А если мы высокотехнологичные сектора экономики будем поддерживать, как это делает Китай, например, это другая стратегия. И мы увидим совсем другие результаты.

Теперь по поводу того, как обходиться с нефтяными сверхдоходами. Вы знаете, кто был в Эмирате Дубай, я был там 26 лет назад и недавно был. Посмотрел разницу, что произошло. Это совсем другая страна. Они за это время на нефтегазовых доходах вырастили новую экономику, доходы от которой превышают доходы от нефтегазового сектора. Причём, это далеко не самый богатый Эмират.

Или второй пример – Китай. У них нет нефтегазового сектора в таких масштабах, сопоставимых с размером населения. Но тем не менее они за 30 лет построили совсем другую страну. Я был там 26 лет назад и сейчас, это две разные страны. Вот что значит правильные подходы к развитию экономики. Поэтому мы считаем, что, конечно же, необходимо искать доходы в бюджете. И искать их нужно не там, где легче взять, например, с населения, потому что вы говорите, что это не НДПИ, а акцизы на бензин. Но у нас же ещё транспортный налог есть. Почему вы дважды собираете? Либо то, либо другое оставьте. Кстати, нам это обещали. Нужно совсем по-другому действовать. Во-первых, перейти всё-таки к дифференцированному возврату НДС экспортёрам сырья. Я не предлагаю весь НДС забрать у них и не возвращать. Давайте мы пойдём частично, давайте мы по 1-2% возьмём, посмотрим, какой эффект это даст. Потом эти же доходы направим на развитие высокотехнологичных секторов экономики. Вот вам, пожалуйста, тренд будет. Делайте это постепенно. Вы правильно сказали, размеры несопоставимы. Здесь 30 или 50 миллиардов, о которых вы говорите, а там полтора триллиона и даже больше. Суммы, я согласен, несопоставимы. Я не предлагаю все 18% забрать. Давайте один возьмём. И вы увидите сразу же совсем другие варианты.

Мало того, это не убьёт нефтегазовый сектор, и они даже не заметят этого при том уровне доходов, который есть. Но заметит российская экономика. Если вы будете акцизы и НДПИ поднимать, платить за это будут наши российские граждане. Мы предлагаем всё-таки перейти к изъятию сверхдоходов от экспорта нашего сырья.

Следующее. Вы говорите, что не хватает доходов. Пожалуйста, тот же нефтегазовый комплекс, это государственные компании. Посмотрите, как они осуществляют закупки, 223-ФЗ. 25 триллионов рублей – закупки у единственного поставщика. Это вам любой скажет, что 20% можно сэкономить. Вот вам пять триллионов рублей. И не надо больше ничего говорить.


Источник

 

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какое наказание заставит чиновника не воровать?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин