Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Руководитель проекта Общероссийского народного фронта(ОНФ) «За честные закупки»Анастасия Муталенко: «Общественный контроль — это здравый смысл»

21.11.2016

Зачем нужен общественный контроль, о лазейках в законах, государственных закупках, работе активистов и как оценить предметы роскоши, редакции Первого Антикоррупционного СМИ (ПАСМИ) подробного рассказала руководитель проекта Общероссийского народного фронта(ОНФ) «За честные закупки» Анастасия Муталенко.

ПАСМИ: Одной из целей создания ОНФ является борьба с коррупцией. Вы, как руководитель одного из основных проектов, можете сказать на какие именно сферы и отрасли в первую очередь обращаете внимание? Откуда и как поступают сигналы?

Сигналы от активистов поступают из всех сфер нашей жизни и тяжело наоборот отметить откуда нет сигналов. Но наиболее проблемными, назовем их так, являются сферы строительства, медицины, различных социальных проектов и информационных технологий. Особняком стоит дорожная сфера, а именно ремонт дорог — это то, что люди видят на улицах города, что непосредственно касается их жизни, что их беспокоит.

Если говорить о технологии работы, то она очень простая — активисты добавляют на нашем сайте те закупки, которые по их мнению сомнительные, при этом должны конкретно указать обнаруженные нарушения. Эксперты проекта оперативно оценивают сигналы, и если признают закупку сомнительной, то заказчику автоматически отправляется уведомление о прояснении ситуации, которая носит абсолютно рекомендательный характер. Большинство вступают в диалог с активистами и устраняют выявленные нарушения, если они есть. Если же заказчик не желает взаимодействовать, активисты вправе обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу и прокуратуру.

ПАСМИ: Можно ли выделить откровенно «проблемные» регионы и региональную власть, в плане коррупционной составляющей?

Закон одинаков — и нарушения во всех регионах примерно одинаковые. Так что с точки зрения региональной власти у нас нет и не было никогда задачи кого-то выделять или к какому- то региону иметь пристальное внимание. И, конечно же, надо понимать, что, говоря о закупках в регионе, мы говорим о тысячах участников госзаказа — от госкомпаний, работающих в сфере естественных монополий, до, непосредственно, органов власти. В большинстве случаев они действуют самостоятельно. И проблемы есть, и перегибы, и лоббирование, чьих то интересов присутствует во всех областях, но говорить о сугубо проблемных регионах будет неправильно.

ПАСМИ: ОНФ — политическая организация. Когда Вы проверяете региональные тендеры (закупки), главы которых состоят в «Единой России», то не получается так, что происходит дискредитация партии власти?

Начнем с того, что ОНФ — не политическая организация, а общественная, созданная по поручению президента России Владимира Путина. Если рассуждать правильно, то организация надпартийная. Даже если посмотреть на структуру ОНФ, то можно увидеть, что в региональные штабы и центральный штаб входят представители 23 партий. Мы оцениваем проблемы региона с точки зрения эффективности проведения закупок. В первую очередь думаем о причинах, проблемах и в связи с чем они возникли. Перед законом равны все, неважно выходцем из какой партии является тот или иной глава региона. По факту дискредитировать себя могут только сами главы региона своим нежеланием вступать в диалог, после обнаруженных нарушений. Но если они конструктивно реагируют на критику и говорят активистам спасибо за выявленные недочеты — то какая здесь может быть дискредитация? Еще раз хочется повторить — закон един для всех!

ПАСМИ: Оказывает ли давление при региональных закупках местная власть? Ведь не секрет, что Москва — это одно, а в регионах совсем другая ситуация.

Да, в отдельных случаях наши активисты сталкивались с давлением местных властей, администраций. Но смотрите, большинство закупок анализируется по всей России без привязки к региону. Из-за этого давить на активистов довольно сложно, да и бессмысленно.

ПАСМИ: Журналисты часто обращаются за помощью в выявлении или проверки какого-то тендера? Можете назвать конкретный пример, когда именно СМИ привлекли внимание к проблеме?

В последнее время, журналисты стали на много чаще к нам обращаться. Видна положительная динамика и формирование диалога, можно сказать партнерских отношений. Приведем конкретный пример, в 2015 году к нам обратилась журналистка Анна Санкина с просьбой помочь остановить приватизацию Вологодского молокозавода. В апреле 2015 года молокозавод должен был уйти «с молотка» при стартовой цене в 973 млн рублей. Однако, после того как о данной ситуации доложили президенту России, лидеру ОНФ Владимиру Путину на втором медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге, продажа предприятия была приостановлена. А в начале текущего года стало известно, что молокозавод повторно выставили на приватизацию! В итоге, аукцион по продаже предприятия и его бренда «Вологодское масло» второй раз за год был отменен уже главой Росимущества Ольгой Дергуновой после того, как представители ОНФ вновь призвали остановить продажу успешного предприятия. На круглом столе, прошедшем в июне этого года на площадке ОНФ, по вопросу приватизации государственного и муниципального имущества в России, представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Минсельхоза РФ нас заверили, что принято решение об исключении завода из проекта прогнозного плана программы приватизации до 2020 года.

ПАСМИ: Как вы решаете кадровую проблему и по какому принципу отбираете сотрудников?

Кадровой проблемы нет, штат у нас небольшой. Например, с активистами работают участники крупных волонтерских проектов. Оценивают закупки юристы и эксперты. Но главные наши «сотрудники» — это активисты, которые на безвозмездной основе занимаются общественным контролем. И таких людей с каждым годом становится всё больше, что не может не радовать, т.к. проходит равнодушие и начинается изменение ситуации в стране с самих себя.

ПАСМИ: Каким образом можно оценивать закупки на «предмет роскоши»? Ведь у каждого подход к оценке отличается.

Общественный контроль — это здравый смысл. Если мы видим в закупках «икорницу» за 30 тысяч рублей — то не возникает сомнения является ли роскошью данный предмет. Над каждым конкретным случаем мы работаем с экспертами. Обращаем внимание на деятельность предприятия, его эффективность, не убыточно ли оно.

ПАСМИ: Запрет на покупку дорогостоящих автомобилей за счет бюджетных средств вступил в начале этого года. Но на сайте госзакупок спрос на машины бизнес-класса так и не спал, мы делали материал на данную тему. Как убрать всевозможные лазейки в законах, указах, распоряжениях?

Идеальных законов априори не бывает. Только практика показывает, где нужно «латать» эти дыры. Давайте уточним, по поводу данного материала — это закупки не органов власти, а представителей госкомпаний. В прошлом году нам удалось добиться ограничения закупок дорогих автомобилей чиновниками по 44-ФЗ. Но есть госкомпании и целый ряд учреждений, которые работают по 223-ФЗ. И мы считаем, что было бы правильно и им ограничить. В нашем последнем «Индексе расточительности» за 2016 год закупок чиновников нет. Мы будем и дальше работать, чтобы ограничения по закупкам автомобилей вступили в силу и для представителей госкомпаний.

В начале марта 2016 года правительством были введены нормы аренды автомобилей для органов власти, ограничив выбор объемом двигателя. Однако без внимания осталась еще одна лазейка: заказчики могут воспользоваться другой формой аренды — лизингом. Как показывает наш «Индекс расточительности», такие формы приобретения автомобилей стали популярны. В любом случае, мы будем продолжать находить и придавать гласности расточительные закупки.

ПАСМИ: Как Вы думаете, возможно ли искоренить коррупцию, как факт? По факту, одних силовых методов просто не хватает.

К сожалению, полностью искоренить коррупцию невозможно. Но сократить рамки дозволенного для нечестных чиновников необходимо. Постоянно совершенствуя законодательство, закрывая лазейки, пресекая применение «серых», а главное сделать закупки максимально прозрачными. Сейчас государственные закупки регламентируются двумя федеральными законами: 44-ФЗ и 223-ФЗ. Оба закона необходимо дорабатывать и дополнять. К примеру по 223-ФЗ, по которому работают государственные компании, заказчики лишь декларируют свои намерения сделать ту или иную закупку, без обоснования ее стоимости и необходимости приобретения. Система остается непрозрачной! Отсюда и многочисленные злоупотребления, завышенные траты и коррупция.

ПАСМИ: Но ведь есть электронные аукционы — наиболее прозрачные виды закупок?

Даже в электронных аукционах есть место для нарушений и злоупотреблений при обосновании максимальной или начальной стоимости. Делается закрытый запрос коммерческих предложений у потенциальных компаний-подрядчиков. Но если эти фирмы дружественные заказчику, то и предложение ему будет предоставлено с завышенной стоимостью, под так называемую «благодарность». В результате стоимость контракты оказывается завышенной. Запрос коммерческих предложений должен быть открытым, прозрачным и понятным.

Коррупцию нужно искоренять в умах людей, транслировать и показывать на различных примерах, что люди могут победить коррупцию, если проявят свою гражданскую позицию.

ПАСМИ: В апреле прошлого года президент РФ Владимир Путин дал 11 поручений по развитию малого бизнеса, одним из которых стало «допуск малого и среднего бизнеса к госзакупкам». Что сделано, есть ли успехи или неудачи?

Мы всегда выступали за увеличение доли участия малых и средних предприятий в закупках госкорпораций. Законодательные инициативы в области федеральной контрактной системы должны повышать эффективность и конкурентность закупок за счет стимулирования малого и среднего бизнеса, увеличения доли его участия в закупках госкомпаний. Но, не наобщих основаниях, вместе с крупными компаниями, понятно, что там щансов у них не будет, а по упрощённой схеме! Важно это делать не путем административного принуждения и за счет искусственного навязывания определенных ограничений. Переход должен быть плавным, поэтапным. Чтобы госкомпании реально привлекали малый бизнес к торгам, а не как это происходит сейчас — для отчета, если уж говорить честно.

Так, например, поступает сигнал от активиста о ряде закупок крупным акционерным обществом. Это акционерное общество, не будем упоминать его название, закупает детали для своего большого производства. А вот поставку будет осуществлять компания-перекупщик, которая находится на стадии банкротства! Почему это так произошло? Ведь получается, что фактический производитель поставляемых деталей становится субподрядчиком по контракту из-за того, что банально не был допущен к торгам, якобы не соответствовал условиям малого и среднего предпринимательства. В итоге — это фикция, а цена продукции искусственно завышена! И так происходит сплошь и рядом. Вот с чем необходимо бороться и контролировать. В результате, правительство нас услышало, и Минэкономики России уже скорректировало «дорожную карту» по расширению участия малых и средних предпринимателей в государственных закупках: к 2018 году 10% прямых и 25% общих закупок должны быть у субъектов малого бизнеса.

ПАСМИ: Есть ли необходимость накладывать гриф «секретно» на закупки государственных корпораций и естественных монополий?

Безусловно, есть оборонзаказ, есть стратегические проекты, где гриф «секретно» необходим. Но только в этих случаях. В остальном, мы считаем, что система госзакупок должна быть прозрачной, чтобы избежать неэффективных трат и злоупотреблений.

ПАСМИ: Основной показатель работы — что это? И есть ли какой-то план проверок, мероприятий и т.д.? Из чего складывается?

Мы не проводим специализированные проверки и мероприятия, а работаем на основе сигналов активистов. Когда мы начинали, к нам на сайт поступало 3-4 сигнала в неделю, сегодня — более 10 сигналов ежедневно. В каких-то закупках действительно есть нарушения, другие не подтверждаются экспертами. Основная цель работы — повышение эффективности расходования бюджетных средств, больше эффективных решений в реализации государственных программ.

Когда-то мы начинали с закупок дорогих автомобилей и громких корпоративов за бюджетные деньги. На сегодня опытные эксперты-аналитики помогают выявлять не только разовые сомнительные закупки, а смотреть на эффективность работы системы в целом. Так на пример в прошлом году по инициативе активистов мы провели расследование деятельности Особых экономических зон. Тогда к нам подключались активисты из регионов, присылали свои расследования. Итогом этой работы стала тотальная проверка деятельности ОЭЗ и закрытие 8 неэффективных зон.

Теперь наши активисты занимаются и оценкой эффективности больших инвестиционных программ, мы помогаем им с точки зрения экспертной оценки, дополнительных запросов информации. Мы видим, что эта тема актуальна. Общественники хотят помогать своему региону в экономии бюджетных средств.

ПАСМИ: Как обстоят дела в Крыму, в рамках проекта?

Несмотря на то, что Республика Крым и город Севастополь только со следующего года должны перейти на российское законодательство по госзакупкам, но уже появились активисты на территории полуострова. Что касается закупок на полуострове, с января по октябрь 2016 года на сайт проекта «За честные закупки» добавлено более 50 сигналов активистов о неэффективном расходовании бюджетных средств в закупках на сумму более 670 млн рублей на территории полуострова. Большая часть нарушений носит технический характер. В рамках «Форума Действий. Крым» мы провели обучающие семинары. В следующем году мы планируем провести еще ряд тренингов в республике. Интерес к Крыму у общественников растет и мы надеемся, что ряды наших активистов на полуострове будут пополняться. Вместе мы победим.


Источник

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Лишение коррупционеров пенсии по выслуге лет может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в России?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин