Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

В Общественной палате России предлагают расширить ответственность должностных лиц Росреестра: «Госрегистратор должен гарантировать сохранение собственности добросовестных приобретателей». Комментарий председателя Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонида Андреева

25.09.2015

Накануне, 24 сентября, в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Ошибки представителей государства - причина изъятия квартир у добросовестных приобретателей по искам органов власти», где обсуждались перспективы решения проблемы изъятия имущества у добросовестных граждан по искам государства.


Участники слушаний сошлись во мнении, что необходимо предложить общее решение, сообщает пресс-служба Общественной палаты.

«Я занимаюсь этим вопросом четыре года с того момента, как меня назначили Уполномоченным по правам человека в Москве. Первоначальная тактика была такая, что по каждому случаю мы обращались в судебные инстанции, в органы власти, но потом стало понятно, что это не работает, нужно выходить на общие решения», - открыл заседание заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский.

Большие надежды граждане и общественники возлагали на Верховный суд. В октябре 2014 года был выпущен обзор судебной практики, который, как отмечает Музыкантский, не решил проблему защиты прав добросовестных приобретателей.

«Даже в тех случаях, когда обзор прописывал обстоятельства в пользу приобретателя, их нельзя использовать для пересмотра принятых неправовых решений», - рассказал он.

В качестве примера он привел вопрос о том, кто должен доказывать добросовестность приобретателя: «Верховный суд за последние пять лет 4 раза менял позицию по этому вопросу. Можно ли говорить о какой-либо стабильности правовой системы в пользу добросовестных приобретателей?»

Он напомнил, что 23 июня 2015 года на пленарном заседании Общественной палаты РФ проблема была озвучена перед Президентом России.

«Убежден, что если речь идет действительно о добросовестном приобретателе, а проблемы возникли из-за ненадлежащего исполнения органами власти своих функций, то добросовестный приобретатель должен быть освобожден от любых проблем, которые с этим связаны. Государство допустило ошибку - и государство обязано эту ошибку решать самостоятельно», - отметил тогда глава государства.

После выступления президента в защиту добросовестных приобретателей, поток жалоб в Общественную палату РФ от граждан, понадеявшихся на добросовестное выполнение чиновниками своих функций, увеличился.

Александр Музыкантский согласен, что принцип ответственности государства за собственные ошибки должен быть в основе судебных решений по подобным делам, однако система государственной регистрации, по мнению участников круглого стола, не работает должным образом и не дает гарантий сохранения собственности, зарегистрированной в ЕГРП.

Инициативу Общественной палаты "ВЕДОМОСТЯМ Урал" прокомментировал председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев:

- Несомненно, вопрос об усилении ответственности госрегистраторов Росреестра назрел давно. К сожалению,  в последние годы проблема ошибок, а то и намеренных действий госрегистраторов стала приобретать угрожающий характер безопасности имущества граждан. Абсолютно правильно и верно ставит вопрос член Общественной палаты РФ Александр Музыкантский, говоря о том, что на действующем законодательном фундаменте Росреестр не обеспечивает сохранности имущества добросовестных приобретателей.

Как справедливо отметил Президент России Владимир Путин на заседании Общественной Палаты, государство обязано нести ответственность за свои ошибки. А, по сути, глава государства задал вектор законодательным, правоохранительным и судебным органам для исправления сложившейся ситуации в пользу, граждан, пострадавших от действий должностных лиц этого государственного органа.

Главная функция Росреестра - правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и непосредственно государственная регистрация недвижимости. Но, увы, так называемая правовая экспертиза, проводимая госрегистраторами Росреестра, не дает добросовестным приобретателям никаких гарантий. К сожалению, зачастую мы видим абсолютно уродливые, неприемлемые поступки некоторых должностных лиц Росреестра, вступающих в сговор с преступными элементами и группировками и участвующих в так называемых рейдерских  атаках. Приходится сталкиваться с реальными примерами того, как госрегистраторы осуществляют абсолютно не свойственные Росреестру функции, в т.ч. порой подменяя собой даже судебные инстанции. «Букет» подвигов некоторых чиновников Росреестра поражает воображение. Есть факты регистрации сделок с недвижимостью, на которую наложен арест, самовольное (в отсутствие решения суда) выделение доли в общем имуществе нескольких лиц, даже регистрация несуществующих объектов! Особую обеспокоенность вызывает то, что и представители правоохранительной системы в таких случаях нередко проявляют бездействие - ничего вдруг не видят и не слышат. Хотя вопрос наисерьезнейший - люди лишаются жилья, бизнеса...

Хочу напомнить, что в соответствии с действующим уголовным законодательством, для «нечистоплотных» государственных и муниципальных чиновников уже предусмотрена ответственность - есть в Уголовном кодексе статься 290 - взятка, статьи 285 и 286 - злоупотребление и превышение должностным положением. Что касается деятельности непосредственно Росреестра, то здесь одной из основных «профильных» статей УК является статья 285.3 - внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, с максимальным сроком наказания до 10 лет лишения свободы. Кроме того, в отношении чиновников зачастую попутно, если так можно выразиться, возбуждаются уголовные дела по таким статьям УК РФ, как 159-я - мошенничество, 163-я - вымогательство, 210-я - организация преступного сообщества. Ответственность по ним тоже серьезная - с длительными сроками заключения. Но, к сожалению, одно цепляет другое. С одной стороны, Уголовный кодекс у нас вроде бы и жесткий в этой части по отношению к чиновникам, а с другой - все зависит от того, какую позицию займут представители правоохранительных и судебных органов в каждом конкретном случае, когда фигурантами порой становятся госрегистраторы: будет ли своевременно возбуждено и оперативно расследовано уголовное дело, или доследственные проверки и возбужденные уголовные дела будут безрезультатно волокититься годами... Вот и получается, что для решения проблемы ответственности госрегистраторов необходимо также принимать меры, направленные на  усиление ответственности тех правоохранителей, которые порой намеренно «закрывают глаза» на противоправные действия должностных лиц, состоя с ними в сговоре.

Между тем, необходимо ужесточать ответственность Росреестра за так называемые ошибки госрегистраторов - как гражданскую, так и уголовную.

По моему мнению, госрегистраторы Росреестра обязаны нести личную имущественную ответственность за допущенные в ходе регистрации ошибки и, тем более, за преднамеренные действия, в результате которых были нарушены права добросовестных приобретателей недвижимости. При этом ответственность должны нести и непосредственно руководители территориальных органов Росреестра. Если руководитель не способен должным образом осуществлять контроль за деятельностью своих подчиненных, совершающих нарушения, влекущие за собой серьезные последствия, то оно должно быть освобождено от занимаемой должности, вне зависимости о того, доказано или нет его соучастие в этом. Убытки пострадавшим добросовестным приобретателям должен возмещать как сам орган госрегистрации, так и то должностное лицо, по вине которого были нарушены права граждан.

А вообще деятельность органов Росреестра не в первый раз становится объектом серьезной критики. Так, в июле этого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поднимала проблему разросшейся коррупции в этом госоргане, говоря о необходимости усилить контроль за его деятельностью, в том числе выезжая непосредственно в регионы и принимая безотлагательные меры по выявленным фактам коррупции. Хотелось бы надеяться, что подобные меры будут не разовой кампанией, а станут обычной практикой, используемой на постоянной основе.

На сегодняшний день Антикоррупционным комитетом подготовлены соответствующие предложения по внесению поправок в действующее законодательство, которые будут в ближайшее время направлены на рассмотрение в государственные органы, обладающие официальными полномочиями на внесение законодательных инициатив, в т.ч. в Государственную Думу, Администрацию Президента, Совет Федерации, в адрес ряда депутатов Госдумы и в Общественную палату РФ, деятельность которой сегодня, как мы имеем возможность убедиться, набирает вес и авторитет в решении важных социальных задач.

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                   

 

Социальный опрос

Лишение коррупционеров пенсии по выслуге лет может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в России?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин