Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов: "Правительство ушло от реальности. Нам нужен Госплан"

17.03.2015

О результатах полугодичного импортозамещения в России, о необходимости государственного планирования в современных реалиях, о регулировании цен на продукты, а также о том, начали ли в регионах России выращивать картофель зимой, Накануне.RU рассказал председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Вопрос: Юрий Васильевич, полгода назад Вы давали интервью по импортозамещению, тогда, 18 сентября 2014 года Владимир Путин поставил "революционные", по Вашим словам, задачи перед Правительством. Что-то изменилось? Как Вы оцениваете результативность опережающего импортозамещения в России?

Юрий Крупнов: За полгода все ушло в пропаганду, то есть в свисток. Те, кто поближе к бюджету, стали создавать различные центры и программы импортозамещения и десятки всяческих инструментов законного отъема и проедания бюджетных средств, превращая важнейшее дело для страны в дешёвый пиар.

Нашим Правительством не сделано главное - так и не начата новая индустриализация, не организовано строительство национальной промышленной системы, не создан новый современный госплан, не образован Совет по промышленной политике, который мы с Константином Бабкиным предложили президенту создать в октябре прошлого года.

Вместо новой индустриализации и создания 25 млн высококвалифицированных рабочих мест, о которых Путин устало и совсем как-то одиноко говорит уже 4 года, у нас продолжается деиндустриализация, растет безработица и закрепляется наша технологическая несостоятельность и зависимость.

Вопрос: Что значит современный госплан?

Юрий Крупнов: Должна быть спроектирована структура национального валового продукта, то есть обозначена вся продукция, которую мы должны производить через год, через 5 лет, через 20 лет. Такая структура должна быть обеспечена современной формой стратегического планирования, так называемым индикативным планированием, которое применяется в ведущих западных странах последние 30 лет. И самое важное - это разработка проектов развития для российской промышленности, позволяющих с нуля создавать новые индустрии: от индустрии льна до индустрии гражданского авиастроения, включая региональные и местные и частные перевозки.

То есть современный госплан - это система по разработке и реализации целевых материальных конструкций, рынков, изделий и услуг, которые страна целокупно должна достигать в обозначенные сроки.

У нас же сегодня по-прежнему целевой план в экономике полностью "вырезан" и подменен идеологией рынка, который сам якобы что-то там определит и произведет. Это означает, что в стране телеологическая сфера - сфера постановки целей - отдана на откуп чужим государствам и международным организациям, то есть мы под болтовню об импортзамещении имеем полномасштабный телеологический управленческий дефолт.

Вопрос: Кто этот план сделает? Это производственники?

Юрий Крупнов: Это и промышленники, люди дела, лучшие практики, это и ученые, и эксперты, люди фундаментальной науки. Все дееспособные и компетентные силы должны привлекаться к разработке плана.

Подчеркну, что само стратегическое планирование и разработка проектов развития требует специально-организованной работы. Нынешнее Правительство на это попросту неспособно. Если не доводить страну до коллапса, то Путин должен будет в ближайшее время взять управление страной в свои руки, создать проектный офис и Совет по промполитике как современный госплан. Альтернатива - развал страны.

Вопрос: По словам Медведева, за последние полгода стране удалось добиться успехов в программе импортозамещения. Среди проблем он отметил недостаточный доступ аграриев в торговые сети. Ярмарки и рынки - таковы допмеры правительства по решению проблем сбыта. Что касаемо потребителей, то прорабатывается вопрос об адресной продовольственной помощи нуждающимся. Все ли так радужно?

Юрий Крупнов: В России, я напомню, 2/3 территории официально находится в Северных районах. Поэтому, когда с сентября по март резко выросло производство продовольствия (ред. - с иронией) - а это и может только означать "успехи в импортзамещении продовольствия", то это, конечно, сильно. Это будет сильнее Фауста Гёте, как говаривали классики. То есть, по образцу Индии и Южного Китая мы переходим к сбору трех урожаев. Подобные рапорты об успехах означают, что наше гениальное Правительство оказалось способно получать урожай зимой в Архангельской и других областях. Это блестящий успех, жаль, что о нем пока ещё не знают жители России, которые с удивлением обнаруживают в магазинах не рост ассортимента, а убийственный для семейного бюджета и своих кошельков рост цен. Если слушать заявления Правительства, то можно сделать вывод, что в России зимой начала расти картошка.

Вопрос: Тогда еще одна инициатива Медведева - он выступил против государственного регулирования цен на продовольствие. По его словам, правила на рынке будут меняться современными методами, в первую очередь через развитие конкуренции. Известно, что во многих странах экономическое оправдание регулирования цен заключается не в соблюдении интересов отдельно взятого предприятия, а с позиции интересов развития национальной экономики. Прав ли Медведев на данном этапе?

Юрий Крупнов: Государственное регулирование цен на продовольствие и рынков является базовой задачей любого современного правительства. Но у нас, вероятно, можно обойтись без этих механизмов, которые применяются в самых что ни на есть рыночных странах, потому что у нас Дмитрий Анатольевич и часовые пояса двигает, и время переводит - правда, не в ту сторону. Напомню, что наши дети еще год назад вставали в сады и школы в темноте, недосыпая столь нужный детскому организму час. Поэтому в этой ситуации, очевидно, наше Правительство может позволить себе не регулировать цены - оно, ясное дело, на порядок дееспособнее того же американского или жёстко-бюрократического в плане цен Евросоюза, оно может обходиться без тех мер, которые доказали эффективность в таких странах, как США, Франция, Япония и т.д.

Вопрос: В новостной ленте проскакивают такие новости как, например, "Свердловская оборонка станет локомотивом импортозамещения". "К 2020 году в Ростовской области появится 25 промышленно-сельскохозяйственных кластеров, создание которых предусмотрено рамками правительственной программы импортозамещения". "В Прикамье (Пермский край) начинается реализация уникальных инвестпроектов, которые создадут основу для новой отрасли в регионе - станкостроения". Получается, что регионы каждый сам по себе начинают реализовывать программы по импортозамещению, находить резервы и силы. Или это только фикция, точечные пробы?

Юрий Крупнов: Этого, к сожалению, крайне недостаточно и чаще всего это показывает, что мы по-прежнему живём вне реальности, в обществе спектакля. Складывается ощущение, что в стране отсутствует правительство, которое бы задавало ясные и конкретные цели. Вместо того, чтобы заниматься промышленными и хозяйственными предметными вопросами, наше Правительство давно отлетело от реальности и с сексуальным остервенением таргертирует ту же инфляцию и т.п. А новая индустриализация, без которой стране смерть и о которой говорит Путин, не происходит. То есть у нас Правительство и президента не слушается, живёт в своём отдельном космосе. Ничем хорошим это не закончится.

Вопрос: В прошлом интервью Вы говорили про то, что надо создавать "инфраструктуры третьего поколения", это такие инфраструктурные плацдармы, позволяющие организовывать эффекты развития. Звучит очень абстрактно для обычного читателя. Какие отрасли войдут в эти проекты? Опишите масштабность проекта.

Юрий Крупнов: Это звучит абстрактно, потому что этим должны заниматься специалисты. Для населения и формула выведения ракеты-носителя на орбиту также будет звучать абстрактно и оскорбительно - но от этого она не перестаёт быть предельно конкретной и жизненно важной. А у нас всё перевели в дешёвый популизм, вместо того, чтобы заниматься сложными, тяжёлыми делами в сфере индустриализации. Если конкретнее описать проекты, то это, например, новые молодежные города развития, в частности прозябающий пока что наукоград Циолковский рядом с космодромом Восточный. Правда пока не решено, кто там будет жить, потому что не ведется работа с молодежью. В идеале, в этом городе должна быть инфраструктура третьего поколения. Т.е. это одновременно и наукоград, и перспективные рабочие места для нашей молодежи и, как результат, прорыв в космической деятельности, создание новой русской космонавтики.

Другой пример, это представленный в Речной доктрине проект возвращения в хозяйственный оборот наших рек. Сегодня я как раз вылетаю в Пекин и буду обсуждать совместный китайско-казахстанско-российский проект по восстановлению и реконструкции реки Иртыш как базовой "артерии", которая позволит "поднять" Сибирь и организовать новую Индо-Сибирскую магистраль, соединяющую Индийский и Северный Ледовитый океаны. Вот Вам, пожалуйста. Если этот проект соединить с другими инфраструктурными, инженерными, железнодорожными, телекоммуникационными проектами - это и есть инфраструктуры третьего поколения в системе трансазийского коридора развития.

Тот же Трансиб сегодня не соответствует новым задачам, он должен быть перестроен в Трансиб 2.0 со сверхскоростными и скоростными поездами. Проблема в том, что этим всем не занимается Правительство. И вместо мировых проектов, которые позволили бы нам чувствовать себя достойно на мировой арене, идут тупиковые пропагандистские отчетности, похвальба об импортозамещении. В реалии же - 90% станкостроения чужое, 98% самолетов у нас летают импортного производства. Это приговор нынешней экономической политике. Вместо того, чтобы переходить к проектной экономике развития, происходит дальнейшее культивирование хозяйственного хаоса и оголтелая беспардонная болтовня о нафантазированных достижениях, а через год не найдешь не только эти достижения, а и их заявителей.

Ксения Авдеева
Источник: nakanune.ru
Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                   

 

Социальный опрос

Вы удовлетворены результатами антикоррупционной политики, проводимой руководством страны?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин