Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Адвокат Всеволод Сазонов: Санкции Российской Федерации в отношении ЕС и США. Последствия

22.08.2014

В свете происходящих в настоящее время мировых событий вопрос всевозможных санкций сегодня стал самым актуальным и злободневным. Возможность и реальная необходимость введения Российской Федерацией встречных санкций в ответ на действия Европейского Союза и США – та тема, которая не сходит с первых полос газет и верхних рейтинговых строчек интернета.

Страны G7 ужесточают санкции против России. Более агрессивной политики в этой сфере придерживаются США, тогда как Европа, имеющая тесные экономические связи с Россией, весьма неохотно идет на расширение ограничений.

Президент России Владимир Путин во время рабочей встречи с врио губернатора Воронежской области Алексеем Гордеевым поручил правительству продумать «аккуратные» ответные меры на санкции ЕС. Обдумать ответные санкции против иностранных авиаперевозчиков поручил правительству и глава правительства Дмитрий Медведев в связи с запретом со стороны ЕС транзитных перелетов компании «Добролёт».

И «аккуратные ответные меры» не заставили себя долго ждать. Во исполнение Указа Президента РФ, Правительство приняло Постановление, в котором запретило на год ввоз некоторых продуктов из стран ЕС, США, Канады и Австралии. Под запрет попали такие базовые продукты, как мясо, молоко, сыр, овощи. О последствиях и убытках для стран ЕС и России немного позже.

Зададимся вопросом: может ли Россия ответить какими-либо иными способами на экономические санкции Запада? Возможны ли другие серьезные экономические, политические, правовые рычаги? Думается, что возможны.

Такими санкциями могли бы быть, например, перевод госактивов и счетов в долларах и евро из стран, входящих в блок НАТО, в нейтральные государства, возвращение всех принадлежащих России ценностей (драгметаллов, произведений искусства и т. д.). Маловероятно, что эти меры негативно сказались бы на благосостоянии населения Российской Федерации.

Возвращение подобных активов объективно необходимо для противодействия возможной их заморозке. В то же время при разработке и воплощении таких действий необходимо уточнить, какие именно ценности должны быть возвращены и четко понимать конкретные последствия от совершения таких действий, особенно с учетом того, что не все страны в настоящее время поддерживают введение санкций в отношении России. Это непростая задача, но при продуманном подходе – стратегически очень действенная.

Однако, вернемся к продуктовым проблемам и оценим их возможные правовые и иные последствия.

Представители европейских стран, таких как Франция (а именно министерство аграрной промышленности) и стран Прибалтики, уже высказали свои опасения, более того – подсчитали возможные убытки. По предварительным оценкам (на основании расчетов за 2013 год), ущерб от введенных Россией санкций составит около 12 млрд евро. И все это - на фоне того, что в самом ЕС до сих пор не восстановлена экономика как после кризиса, так и после «скачков» курса неустойчивого евро.

В связи с введенными Россией санкциями ЕС уже высказался о том, что будет оспаривать указанные запреты в Суде ВТО, и что Россия, как участник ВТО, не имеет права на ввод таких запретов.

Стоит отметить, что и внутренним законодательством РФ, и Марракешским соглашением о ВТО от 15 апреля 1994 года, и прилагающимися к  нему Протоколами предусмотрено ограничение благоприятных тарифов для участников соглашения в связи с тем, что дальнейшая реализация указанных тарифов может повлиять на безопасность РФ. При этом под такими ограничениями понимаются и запреты на ввоз определенных продуктов в Российскую Федерацию.

Однако, России в случае разбирательства в Суде ВТО необходимо будет доказать наличие посягательств на безопасность страны. Учитывая сроки рассмотрения споров в Суде ВТО, это произойдет не скоро.

Формально никто не отменял правил ВТО, и обе стороны (как Россия, так и ЕС), будут готовить свои иски и «строить баррикады». Все это может привести к массовым поступлениям исков со всех заинтересованных сторон. А такого в ВТО еще не было! И Суд ВТО вряд ли готов к такому объему жалоб!

Вместе с тем не стоит забывать и о Таможенном союзе, который с каждым годом все более реформируется и изменяется. И если ситуация с ВТО более - менее понятна, то вопросы появляются к участникам Таможенного союза.

Очевидно, что Беларусь и Казахстан под российскими санкциями не подпишутся. Поэтому существуют все основания полагать, что мы опять вернемся к «серому» импорту в Россию. Вполне вероятно повторение ситуации, когда после запрета к нам через Беларусь ввозили грузинский «Боржоми», грузинские и молдавские вина. Так и нынешние «запретные» продукты будут попадать, если не на прилавки магазинов, то на столы граждан именно этим путем, только масштабы будут гораздо больше. И можно не сомневаться - данная продукция обязательно будет дороже!

При этом президент Беларуси А.Г. Лукашенко уже заявил, что будет поставлять в Россию свои продукты. Но все ли поставляемые белорусские продукты будут «своими»?

Есть также опасения, что при «поддержке» правительством российского производителя последний, в связи с отсутствием конкуренции,  может поднять цены как минимум вдвое!

А население? – а население, конечно, как-то приспособится к сложившейся ситуации. Как говорится, и не такое проходили, вспомним хотя бы ситуацию на рынке начала 90‑х годов прошлого века. Тем более, появилась информация о том, что ФАС России допускает возможность изменения санкционного списка продукции по итогам мониторинга. В ФАС в течение августа в рамках работы экспертных советов по агропромышленному комплексу и розничной торговле будет  обсуждаться ситуация на российском продовольственном рынке и будут внесены коррективы в список товаров, в отношении которых введён запрет.


Источник: Деловой квартал

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                   

 

Социальный опрос

Сообщение в компетентные органы о факте коррупции в отношении коллег – это...
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин