Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Аркадий Леонидович Халявин, Директор Департамента по правовой работе и досудебному урегулированию «Регионы России»: Коррупция в сфере ЖКХ: Кто выживет?

25.07.2014

Вся постсоветская  история  перемен и реформ представляет собой череду экспериментов, напоминающих попытки «скрестить ужа и ежа».

Так и в ЖКХ! Вряд ли еще найдется отрасль экономики, от качественной и бесперебойной работы которой зависит жизнь, буквально, каждого гражданина РФ. Ведь, как стало известно, не так давно, и у Президента РФ из крана течет «ржавая вода».

Так, к какому результату мы пришли после 20 лет постоянных реформ и перемен? От чего отталкиваться? Что ожидать?

В ходе хищнического использования накопленного в советские годы потенциала отрасли ЖКХ, были полностью растеряны, и просто выдавлены из структур ЖКХ, кадры, обладающие соответствующими компетенциями. Провал в профессиональном образовании, который только-только начинает восстанавливаться, сильно усугубил положение в сфере ЖКХ РФ.

Долгое время отрасль функционировала в условиях, когда всё бремя реальной деятельности по управлению и содержанию МКД ложилось на подрядные организации.

Но, это лишь то, что на виду. В России, на настоящий момент, действуют достаточно сложные вертикально интегрированные структуры реального управления жилищно-коммунальным хозяйством, основной цементирующей силой которых является коррупционная составляющая.

Как это работает? Всю практическую работу по эксплуатации жилищного фонда несут на себе подрядные организации. Именно они, а не Управляющие организации, собирающие денежные средства с собственников и жильцов МКД, отвечают за выполнение требований «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Делается это за счет средств, выделенных подрядчикам Управляющими организациями на техническое обслуживание МКД, что прямо противоречит регламенту управления МКД, т.к. для этого Управляющая организация должна создавать соответствующие резервы из собственных и привлеченных средств.

Подрядные организации получают право эксплуатировать МКД на основании проводимых конкурсов. Конкурсы проводят муниципальные власти. Как правило, председателями конкурсных комиссий являются заместители глав муниципалитетов по ЖКХ. Предметом конкурса является право эксплуатации МКД. Пройти через сито конкурсов компаниям, которые не являются «своими», невозможно.

Неоднократно анализировались результаты конкурсов, и они, в большинстве своем, всегда малоутешительны. Есть наработанные механизмы и схемы, которые гарантированно приводят к победе нужных «игроков». Такого рода «протекция» не бывает бесплатной. И можно смело предполагать, что речь может идти о суммах, превышающих 10% от величины контракта. Сумма контракта сформирована на основании объективно рассчитанного и обоснованного тарифа, а значит, где то и что то, в эксплуатируемых домах, придется не доделать.

Часто компания, выигравшая конкурс, берет на субподряд другую фирму. Как это возможно? Ведь тариф экономически обоснован! За победу в конкурсе уже выплачена мзда чиновникам! Откуда могут взяться деньги, которые образуют рентабельность не только у подрядчика, но  и у субподрядной организации? Ответ прост. Никто и не собирается выполнять весь объем работ, в частности, выплачивать ту заработную плату, которая установлена нормативными актами, и трехсторонними соглашениями. По сути - это прямое нарушение условий контракта, конкурса, правил эксплуатации, норм и нормативов эксплуатации жилищного фонда.

Как показывает опрос представителей подрядных предприятий, мзда, выплачиваемая на этом уровне, составляет порядка 25 % от величины полученных средств. Кроме районных контролеров, работающих в муниципалитетах, есть городские и областные инспекции, так же осуществляющих функции по контролю за содержанием МКД, которые имеют право накладывать существенные штрафы. От них тоже приходится откупаться. Таким  образом, прямая коррупционная нагрузка на бизнес подрядных организаций составляет около 40%. Не надо думать, что все эти огромные деньжищи остаются на самом низком уровне. Восходящие финансовые потоки направлены гораздо выше. И основным показателем эффективности работы районных управленцев становится не состояние вверенного района, а способность управленцев обеспечить бесперебойный восходящий поток сворованных денег.

Такая же ситуация – с уборкой и благоустройством территорий. Сотни тысяч бесправных, молчаливых людей, в подавляющем большинстве – мигрантов, работающих за гроши, официально не оформленных, ранее живших в подвалах, а теперь раскиданных по, разного рода, ночлежкам. С горечью приходится констатировать, что мы, в нашей любимой стране, в XXI веке, скатились до банального рабства, часто окрашенного в националистические и расовые цвета, где «белых патрициев четвертого Рима обслуживают черные рабы – варвары». А мы ходим, и пытаемся не замечать всего этого!

Вернемся же к нашей российской экономике рабовладельческого строя сферы ЖКХ, существующей в начале ХХI века. Каждому гастарбайтеру, в отдельно взятом районе муниципалитета, ежемесячно не доплачивается некоторая сумма. Пусть это будет, например, 5 000 рублей. Если посчитать количество участков уборки, штатное количество рабочих по дому, сравнить его с количеством рабочих в утвержденном штате района, то можно предположить, что число занятых этой деятельностью в районе превышает 500 человек. А это, в свою очередь, означает, что величина ежемесячно украденных, только из зарплаты, денег превышает сумму в 2,5 миллиона рублей. И это лишь в одном районе одного среднестатистического муниципалитета, и только за месяц. В масштабах целого города, и всей страны, эта цифра просто поражает! Это та рента, которую получают современные «торговцы» от ЖКХ. Мы все ходим по улицам города, и видим, кто его убирает, кто работает в наших домах, и подъездах. В подавляющем большинстве – это мигранты. Как же это получается? Куда смотрят все федеральные надзорные органы, начиная от налоговой службой, заканчивая МВД и ФМС? Не надо быть особым экспертом, чтобы отличить дворника, приехавшего из Средней Азии, от коренного жителя! Ведь эти схемы, очевидно, влекут за собой и нулевое налогооблажение, и обналичивание, и отмывание денежных средств, и махинации с НДС.

Ответ здесь кроется в том, что, получая свою долю от коррупционного пирога, ответственные чиновники, даже при желании, не способны навести порядок в этой сфере, без прямой, ясно и четко высказанной политической воли первого лица! В данном случае, речь идет о воли мэра, или главы муниципалитета.

Без этого невозможно сломать хребет системообразующей схеме управления жизнеобеспечением городов России, схеме, построенной на откатах на всех уровнях, и использовании рабского труда.

Колоссальные деньги, аккумулируясь, позволяют системе начисто снимать любые, даже самые очевидные вопросы к её участникам.

Благодаря деятельности НКО «ГРОЗА», и других общественных организаций, нечистых на руку дельцов от ЖКХ удается поймать за руку, «на горячем». Но, вместо того, чтобы устроить «показательную порку», чтобы другим неповадно было, подобные дела правоохранительные и контролирующие органы спускают на тормозах.

Переход к прямому управлению жилым фондом со стороны государства, видится как оптимальное решение накопившихся в ЖКХ проблем. Но, одновременным и главным условием должно стать табу на использование коррупционной формы управления сферы ЖКХ. Возможно ли такое, чтобы получатели стабильного многомиллиардного теневого потока самостоятельно от него отказались?

Процесс обратного перехода государственных и муниципальных структур к управлению жилфондом можно охарактеризовать известной народной шуткой про пчёл, которые против меда.

Бюрократией от ЖКХ постоянно выдаются новые идеи, как формально все реформировать, но, по сути, и в итоге – оставить все как было. И вот уже  шагают по городам и районам различные «схемы передачи на аутсорсинг работ по уборке территории», или «аренды персонала»…

Сейчас самое время «архитекторам перестройки» ЖКХ проявить твердость, и каленым железом выжечь попытки извратить смысл реформы.

Но одной жесткости недостаточно. Не достает понимания тех практических задач, и необходимых условий, без которых достижение поставленных задач будет невыполнимо. Нужно, что бы уровень и формы оплаты труда, их размер и порядок расчета был таким, чтобы работа в сфере ЖКХ и ЖКУ стала интересна и выгодна наемным работникам – россиянам.

В долгосрочной перспективе кадровые, квалифицированные сотрудники, имеющие постоянное место жительства на обслуживаемой территории, для города будут рентабельней, чем постоянно меняющийся состав низко квалифицированной и слабо мотивированной рабочей силы из Средней Азии.

А значит, уровень зарплат в сфере ЖКХ надо пересмотреть в сторону повышения, решить вопрос со служебным жильем, комфортными общежитиями для привлеченного российского персонала. Необходимо создание всей материально-технической базы. И создавать ее надо не «у черта на куличиках», а в непосредственной близости к эксплуатируемому жилому фонду. Необходимо создание аварийных служб и обновление устаревшей системы диспетчеризации, а также, организация системы повышения профессиональной подготовки, и введение внутренней системы аттестации работников всех уровней.

 

И только комплексное решение всех поставленных задач, даст возможность реформе ЖКХ заработать, и привести к положительным результатам. И главное – необходимо вывести на качественно новый уровень исполнение требований законодательства РФ, а также – контроль полноты, качества и сроков его исполнения, и ужесточение персональной ответственности должностных лиц за его неисполнение.

ГРАЖДАНЕ РОССИИ – ЗА ЗАКОН!

Источник: Регионы России

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какой, по Вашему мнению, должна быть ответственность чиновников, имеющих незадекларированное имущество?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин