Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев: "Подавляющее большинство обращений, жалоб, запросов граждан рассматриваются чиновниками с нарушениями законодательства"

01.07.2014

Как сообщили «ВЕДОМОСТЯМ Урал» в пресс-службе Антикоррупционного комитета по Свердловской области, Кодекс об административных правонарушениях РФ требует внесения изменений в статью, касающуюся срока давности привлечения к административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений и запросов граждан, а также увеличения размера административного штрафа за неправомерный отказ чиновников в предоставлении гражданину и (или) организации информации.


Уральские правозащитники в порядке законотворческой инициативы подготовили предложения по внесению изменений в КоАП РФ, предусматривающие увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до 1 года по статьям 5.39 и 5.59 Кодекса.

Проект поправок в статью 4.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ разработан на прошедшем 26 июня заседании Совета Антикоррупционного комитета по Свердловской области и направлен в органы, уполномоченные, в соответствии со ст. 104 Конституции России, на внесение законопроектов в Государственную Думу - Администрацию Президента, ряду депутатов Госдумы, в Совет Федерации и Общественную палату России.

В сообщении пресс-службы комитета говорится, что поводом для законотворческой инициативы стали многочисленные жалобы граждан на невозможность реально привлечь к установленной законом административной ответственности недобросовестных чиновников, нарушающих порядок рассмотрения обращений и запросов граждан.

Антикоррупционный комитет поясняет, что в соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На сегодняшний день порядок рассмотрения обращений регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответственность за нарушения закона при рассмотрении обращений и запросов граждан, юридических лиц, предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Так, статьей 5.39 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.

Статьей 5.59. КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

 
2014-06-30_224242.jpg
  
Будучи президентом страны, в 2011 году Дмитрий Медведев ужесточил ответственность чиновников перед гражданами, предложив дополнить главу 5 КоАП РФ статьей 5.59 "Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан "

Как отмечают в Антикоррупционном комитете, введение по инициативе тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева в 2011 году статьи 5.59 в КоАП РФ рассматривалось именно как действенная антикоррупционная мера воздействия на нерадивых чиновников.

Однако приходится констатировать, что на практике привлечение чиновников к административной ответственности по ст. 5.39 и 5.59 КоАП РФ до сих пор большая редкость.  Объясняется это, с одной стороны, пассивностью самих граждан и недостаточностью правовых знаний, с другой стороны, отсутствием надлежащего надзора прокуратуры за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений. В силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.39 и 5.59 КоАП РФ вправе только прокурор. При выявлении нарушений законодательства меру воздействия на нарушителя определяет также прокурор, без учета мнения гражданина, чьи права были нарушены.

«Сегодня в нашей стране подавляющее большинство обращений, жалоб, запросов граждан рассматриваются чиновниками с нарушениями законодательства.  Зачастую обращения и запросы вообще остаются без внимания, - комментирует ситуацию председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев. - И по действующему законодательству привлечь нерадивых чиновников за подобные нарушения может только суд, причем исключительно на основании возбужденного прокурором дела об административном правонарушении. Прокурор может возбудить дело, а может не возбудить. Чаще всего прокуроры предпочитают внести чиновнику представление, вместо того, чтобы заниматься подготовкой документов в суд для привлечения его к ответственности. Но даже в случаях, когда дело все же доходит до суда, к моменту его рассмотрения, как правило, уже истекает срок давности привлечения к ответственности, который составляет всего три месяца с момента совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, большинству чиновников-правонарушителей удается избегать предусмотренной законом ответственности».

По мнению Антикоррупционного комитета по Свердловской области, срок давности привлечения должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, к административной ответственности, предусмотренной статьями 5.39 и 5.59 КоАП РФ, должен составлять не менее года. При этом размер административного штрафа за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации должен быть равноценным наказанию за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений, т.е. от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме того, в законодательном порядке должна быть закреплена обязанность (а не только право) прокурора возбуждать дело об административном правонарушении при выявлении нарушений, предусмотренных статьями 5.39 и 5.59 КоАП РФ.

Более подробно свою позицию по данным вопросам глава Антикоррупционного комитета Леонид Андреев пояснил лично в разговоре с корреспондентом «ВЕДОМОСТЕЙ Урал»:

DSC01255-5_4.jpg   
Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид АНДРЕЕВ
 

«В работе нам постоянно приходится сталкиваться с нарушениями чиновников при рассмотрении обращений и запросов граждан. Поток жалоб, поступающих в Антикоррупционный комитет по данной проблеме, заставляет говорить об объективной необходимости увеличения срока давности привлечения должностных лиц, допускающих подобные нарушения, к ответственности. Если бы гражданин или юридическое лицо обладали правом самостоятельно обратиться в суд для привлечения к ответственности чиновника, нарушившего срок рассмотрения обращения или запроса, проблема не была бы столь масштабной и не решаемой - как только ответ просрочен, сразу же направляется соответствующий иск в суд. Однако, согласно действующему законодательству, граждане лишены такого права. И на сегодняшний день складывается впечатление, что законодатель, включая данные статьи (5.39 и 5.59 КоАП РФ - прим. Ред.) в административный кодекс, будто бы заранее предусмотрел их неисполнимость в угоду чиновничьей касте.

Посудите сами, сначала гражданин, направивший обращение/запрос, ждет месяц ответ от чиновника. Потом, спустя какое-то время, осознает, что ответа не получит. Для того, чтобы возбудить производство об административном правонарушении, гражданин вынужден обратиться к прокурору, и вновь ждать целый месяц ответа - уже от прокурора. Кстати, не факт, что и прокурор ответит вовремя... Прокурор, в свою очередь, может отказать в возбуждении дела, а может посчитать, что в качестве наказания достаточно внести «проштрафившемуся» чиновнику представление. На обжалование решения прокурора - в вышестоящую инстанцию - тоже требуется время, а это еще один месяц ожидания ответа. В случае, если гражданину удается отстоять свою правоту в прокуратуре, и  прокурор возбуждает-таки административное дело, на то, чтобы подготовить в суд документы, вновь требуется время. Суд, в свою очередь, назначает дату рассмотрения дела, как вы понимаете, тоже не сиюминутно... В конечном итоге имеем то, что имеем - даже при наличии всех доказательств совершенного правонарушения судья выносит решение об освобождении чиновника от ответственности за истечением срока давности. На практике уложиться в трехмесячный срок, учитывая все перечисленные бюрократические препоны, практически не реально.

Другой важный момент - размер штрафа за неправомерный отказ в предоставлении информации, либо несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации. Как известно, запросы направляются гражданами в различные государственные и иные органы не ради праздного любопытства. Для кого-то это профессиональная необходимость, например для тех же журналистов и депутатов, для других - решение жизненно важных, насущных вопросов и проблем. И столь мизерный по нынешним меркам размер штрафа - от одной до трех тысяч рублей - конечно же, несопоставим с тяжестью совершенного правонарушения. Поэтому Антикоррупционный комитет настаивает на том, чтобы наказание было хотя бы таким же, как за правонарушение по статье 5.59 КоАП РФ - от пяти до десяти тысяч рублей.

Сказать честно, и 5-10 тысяч рублей штрафа за такие нарушения, по моему мнению, недостаточны, но предложить большее увеличение штрафных санкций мы сочли нецелесообразным, т.к. законодатель, по определению защищающий чиновничью касту, на такое ужесточение прогнозируемо не пойдет...

Антикоррупционный комитет ранее уже неоднократно выдвигал законотворческие инициативы в уполномоченные органы, и, надо сказать, успешно. В частности, еще в конце 2010 года мы обращали внимание ряда федеральных органов на отсутствие в законодательстве конкретных санкций как раз за нарушение требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Тогда наша инициатива нашла поддержку на самом высоком уровне. Результатом стало введение в КоАП РФ статьи 5.59, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Работу в этом направлении мы намерены продолжить. В текущем году готовим еще порядка 8-10 предложений с поправками в законодательство РФ антикоррупционной направленности».

Вставить в блог

Комментарии

андрей 13.12.2014
Генеральная прокуратура Российской Федерации проанализировала практику применения ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
http://genproc.gov.ru/smi/news/news-77693/
 
С 25 июля 2011 г. введена административная ответственность в ст. 5.59 КоАП за нарушения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления порядка рассмотрения обращений граждан.
 
За истекший с момента введения этой нормы период органами прокуратуры возбуждено свыше 5 тыс. административных дел указанной категории, по которым порядка 3,5 тыс. должностных лиц привлечено мировыми судьями к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 16,5 млн. рублей.
 
Наибольшее число дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления (свыше 4 тыс.). Нередко дела возбуждались в отношении федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, а также в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
В подавляющем большинстве случаев должностные лица игнорируют требование закона о рассмотрении обращений в 30-дневный срок и ответы на гражданам не дают. Такие факты выявлены практически во всех регионах.
 
Зачастую чиновники не обеспечивают всестороннее рассмотрение доводов граждан. Отсутствует контроль за порядком рассмотрения обращений, что свидетельствует об уклонении отдельных должностных лиц от выполнения возложенных на них полномочий (республики Мордовия, Тыва, Амурская, Брянская, Магаданская, Томская области).
 
Повсеместно прокуроры выявляли факты направления с превышением установленного законом 7-дневного срока обращений для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в них вопросов. При этом зачастую граждан не ставили в известность о переадресации обращени
Цитировать
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Какой, по Вашему мнению, должна быть ответственность чиновников, имеющих незадекларированное имущество?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин