Комитет основан в 2002 г.

Экспертное мнение

Вячеслав Поставнин: В следующем году Россию ждет социальный взрыв

24.09.2013

Государство дало отмашку бесконтрольной миграции, считает экс-заместитель директора ФМС

Эксперты вынуждены констатировать: точное количество работающих в российских городах гастарбайтеров никому не известно, но оно в разы отличается от официальной статистики. Некоторые руководители регионов, как кубанский губернатор Александр Ткачев, пытаются бороться с незаконной миграцией с помощью народных формирований – казачьих дружин. Но уже на уровне федерального центра признано — без рабочих рук из Средней Азии нам не под силу крупные проекты. Таджики и узбеки строили Олимпиаду в Сочи. Их привлекут для возведения стадионов и гостиниц ЧМ-2018.

О причинах этого и о том, как изжить коррупцию в ФМС, а также – может ли Россия обойтись без иностранных рабочих? — в интервью «Первому антикоррупционному СМИ» рассказал президент фонда «Миграция-XXI век», в прошлом заместитель директора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин:

- Вячеслав Александрович, наша страна может обойтись без привлечения трудовых мигрантов? Ведь крупнейшие советские стройки – не чета нынешним – возводились гражданами СССР…

- Мы уже не можем обойтись без иностранной рабочей силы, все крупные стройки проходят с ее участием. Наиболее ярко это демонстрирует закон о подготовке к ЧМ-2018, принятый Госдумой 21 мая. В нем есть раздел о трудовой миграции, в котором черным по белому написано: любая фирма, имеющая хоть какое-то отношение к подготовке и проведению чемпионата, может привлекать иностранных рабочих без квот. Более того, она не обязана информировать об этом ФМС, получать разрешения на работу. И это правило будет действовать, между прочим, в одиннадцати крупных российских городах.

Между тем, напомню, что последняя большая стройка Советского Союза – Байкало-Амурская магистраль – возводилась с привлечением заключенных и комсомольских отрядов. Рабочей силы уже на тот период не хватало, требовались усилия государства для ее привлечения. Так что проблема с трудовыми ресурсами обозначилась уже в советское время. Сейчас же мы их просто исчерпали.

- Все-таки миграция была внутренней – те же комсомольцы и заключенные не привлекались из других стран. Что поменялось?

- Во времена СССР можно было черпать рабочую силу и из сельских районов, которых сейчас нет – сельское население фактически исчезло, у нас полно вымирающих деревень. Каждый год Россия теряет по миллиону рабочих рук, и эта демографическая яма будет длиться еще 25-30 лет, лишь потом ситуацию можно будет поправить.

Сегодняшний небольшой рост рождаемости – отзвук горбачевской реформы, существенно сократившей продажу алкоголя. Родившиеся в конце 1980-х годов сейчас вступают в детородный возраст, получается повторный виток — тогда повысилась рождаемость, за счет большего числа пап и мам растет она и сейчас. Но не стоит забывать, что весь XX век Россия ни разу не восполняла свое население, мы его только теряли. Это трагедия нашей истории.

Другая причина – у нас 85% молодых людей желают получить высшее образование, и 75% его получают. Таких показателей нет нигде в мире. В стране не создана мотивация к рабочему труду, да, если честно, и работать порой негде – структура российской экономики такова, что мы не производим высокотехнологические вещи, работают, в основном, газо- и нефтепроводы, торговые центры.

- При этом активная внутренняя миграция все-таки существует. И если с незваными гостями из Таджикистана и Узбекистана как-то можно бороться, что делать с приезжими из кавказских республик? Существует ли законодательные механизмы для регулирования внутренней миграции?

- Первое, что нужно делать – строго исполнять закон. Столкнулись две модели поведения: одна, выросшая в шариатских республиках, другая – в центральной России. Мы порой сами транслируем приезжим — у кого сила, деньги, тем закон соблюдать не обязательно. Они воспринимают это буквально. Неправильная межнациональная внутренняя политика приводит к тому, что приезжие ведут себя так, как видят буквально.

На мой взгляд, это приведет к еще большей коррупции в правоохранительных органах, при этом ограничивая внутреннюю миграцию, мы получим дополнительный приток внешней.

Регулировать ситуацию попытались за счет президентского закона о борьбе с «резиновыми квартирами». Его основная мысль – жестко ограничить передвижение именно россиян, а не иностранцев, как это декларировалось. На мой взгляд, это приведет к еще большей коррупции в правоохранительных органах, при этом ограничивая внутреннюю миграцию, мы получим дополнительный приток внешней. Выход один — нужно создавать нормальные рабочие места на местах, в самих кавказских республиках. И, прежде всего, следить за неотвратимостью наказания, независимо от связей и благосостояния нарушителя.

- Еще один способ борьбы с незаконной миграцией – казачьи дружины. Правда, как показывает статистика кубанского ФМС, за год их патрулирования количество депортированных нарушителей практически не изменилось. На Ваш взгляд, почему?

- Прекрасно знаю, как работают ФМС и другие правоохранительные органы – они никогда не поведут дружинников на стройки, где сами незаконно собирают деньги. С другой стороны, дружинникам, казакам говорят – хватайте тех, следите за этими… Людей дополнительно натравливают друг на друга. У нас и так пропасть между мигрантами, нашими же соотечественниками из Северного Кавказа, и коренным населением, а тут ее еще расширяют. Нужен диалог, а не стравливание. Думаю, этот эксперимент кончится очень печально.

- Все чаще поводом для судебных разбирательств становятся случаи, когда мигрантам в ФМС заявляют: при оплате патентов им не нужно продлевать регистрацию. На деле это приводит к нарушению миграционного законодательства. Чем вызвано отсутствие координации в этой процедуре?

- Здесь отразились все наши фантастические реалии, когда закон исполняют так, как Бог на душу положит. Законодательство о патентах говорит: для продления пребывания в России достаточно продлить патент. Одновременно в законе о порядке пребывания иностранных граждан написано, что срок пребывания определяется органами ФМС. Когда патенты только вводились, я предупреждал – мы потеряем контроль над патентниками, потому что не будет знать, сколько людей по ним работают. Продлевая патент, иностранный рабочий платит определенную сумму в банке, но это информация не поступает в ФМС. Столкнувшись с этим, федеральная служба секретным распоряжением ввело следующую схему: патентники при продлении документа должны обращаться в ФМС… Создан коррупционный механизм, при котором можно действовать по любому из двух законов. Сотрудники ФМС это прекрасно понимают, им просто нужно признать – следует поменять закон. Но никто не хочет признаваться в собственных ошибках, и этим демонстрирует непрофессионализм.

Парадокс в том, что ответственные деятели собираются на крупные межведомственные комиссии, там договариваются между собой

- Другая коррупционная практика – когда аффелированные предприятия скупают квоты на мигрантов, а затем продают их нуждающимся в иностранной рабочей силе компаниями. На Ваш взгляд, как ее можно переломить?

- Это чистая коррупция, о которой все прекрасно знают. Парадокс в том, что ответственные деятели собираются на крупные межведомственные комиссии, там договариваются между собой… Если ФМС сама себя контролирует, аффелированная структура получает разрешения, потом их продает, и туда миграционщики не ездят, они проверяют другие организации. В этой ситуации бороться можно только одним способом – привлекать к выдаче разрешений и их оформлению население территорий, на которых будут работать мигранты. Пусть местные жители решают, сколько им нужно иностранных рабочих. Потому что им потом расхлебывать это. Не секрет, что иностранные рабочие подчас относятся к местным наплевательски. Они видят, что от жителей ничего не зависит, нужно только платить взятки в ФМС, полиции, районной администрации и дальше делай, что хочешь.

- Что же оказалось слабым звеном, из-за которого ФМС сегодня не справляется с обязанностями?

- Прежде всего, некомпетентность руководства ведомства. Предыдущий состав в корне отличался от сегодняшнего – там были профессионалы в области рынка труда, социологии, экономики, работали эксперты с кандидатскими и докторскими степенями, защищенными еще в советское время. Потом, когда ФМС вошло в состав МВД, профессионалов заменили милиционерами. У них совсем другие, контрольно-надзорные, функции. Они могут только «хватать и тащить», а здесь нужно организовывать работу, создавать модель управления, хорошо знать рынок труда, законы экономики. От нынешней полиции этого требовать нельзя по определению – вот в чем ошибка.

Нужно признаться, что миграционная политика провалена полностью

Нужно признаться, что миграционная политика провалена полностью. С этим согласны и консерваторы, и либералы, и националисты – ни в одном другом вопросе они во мнении так не сходятся. О том, почему это произошло, обоснованно следует спросить у профильной службы.

- Сейчас в Сочи проходит массовая зачистка от мигрантов из Средней Азии, которые несколько лет возводили олимпийские объекты. При этом права гастарбайтеров нарушаются, корыстные работодатели используют депортацию как возможность не рассчитаться с рабочими. На Ваш взгляд Олимпиаду могли построить россияне? Кто этому помешал?

- Как я говорил выше, в России не хватает рабочих рук, а молодежь не хочет заниматься физическим трудом. Третий фактор – россиянам нужно платить гораздо больше, чем приезжим из республик СНГ, нужны дополнительные статьи расходов на социальные гарантии, больничные, пенсионные отчисления. Известно, что для возведения конкретных олимпийских объектов привлекались олигархи, которые должны были инвестировать в стройку и собственные средства. Когда нанимаешь мигрантов, да еще и не платишь им, можно компенсировать все расходы, а может и с прибылью остаться. Не исключаю, что разгон трудовых мигрантов спровоцирован крупными работодателями. Но, как отмечалось выше, государство через официальный документ признает – без иностранных рабочих ему не справится.

- Можно спрогнозировать последствия бесконтрольного привлечения мигрантов на строительстве объектов ЧМ-2018? Здесь один город Сочи, а там – Москва, Екатеринбург, Ростов, Волгоград, Казань, Санкт-Петербург…

- Если миграционная ситуация не изменится, будет социальный взрыв. Думаю, до него осталось немного времени – это следующий год. Будет не как в Англии и Франции, когда бунтуют мигранты, а встанет коренное население. Неуправляемая миграция переплелась с неприязненным отношением, возникшим к выходцам из Северного Кавказа, все это приведет к взрыву.

Ситуация критическая – это признают многие эксперты. Ее, наверное, еще можно исправить резкими мерами. Например, создать работоспособные министерство и агентство, которые займутся новой моделью управления миграционными процессами. Название не принципиально – министерство по делам миграции и национальностей, министерство по межнациональным отношениям и миграции – как угодно. Но времени, повторюсь, почти не осталось.

Андрей Кошик
PASMI.RU

Вставить в блог
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Наверх
Наверх

Наш адрес


Почтовый адрес
(для писем, жалоб, заявлений):

620012,  Екатеринбург
ул. Ильича,  6, оф. 12

 a.komitet@inbox.ru

Телефон
оперативной связи
(343) 345-97-50

Пресс-служба
(343) 271-03-23

Подписка на новости

Архив новостей

Полезные ссылки

Комитет основан в 2002 г.

Уважаемые
посетители сайта!

Официальный сайт Антикоррупционного комитета по Свердловской области открыт для постоянного взаимодействия с гражданами и СМИ, а также органами государственной власти и местного смоуправления, в сети Интернет. Свобода слова гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями. Значение Интернета как средства обмена и распространения информации невозможно переоценить.
Через официальный сайт Антикоррупционного комитета мы будем доводить до Вас и  СМИ информацию о результатах своей работы по противодействию коррупции. Учитывая, что данный интернет-ресурс является, в первую очередь, инструментом обратной связи, сообщайте через сайт известные Вам факты, направляйте жалобы, не будьте равнодушными!

Председатель комитета
Леонид АНДРЕЕВ

                                      

Социальный опрос

Лишение коррупционеров пенсии по выслуге лет может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в России?
Все опросы

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

 

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль».

Аристотель


«Никакие погоны и должности не освобождают от ответственности за преступления и нарушения».

Президент России
Владимир Путин


«Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека».

Председатель
Конституционного суда РФ
Валерий Зорькин


«Для реальной борьбы с коррупцией надо выявлять крупных взяточников на высоком уровне».

Председатель
Верховного суда РФ
Вячеслав Лебедев


«Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются».

Генеральный прокурор РФ
Юрий Чайка


«Работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции».

Директор ФСБ РФ
Александр Бортников


«Человек, призванный на защиту закона, не имеет права его нарушать».

Министр МВД РФ
Владимир Колокольцев


«Наиболее важным направлением взаимодействия на современном этапе является борьба с коррупцией в органах государственной власти, где ее проявления наиболее опасны».

Председатель СКР 
Александр Бастрыкин